Продолжаем изучение
книги Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро».
Что нас направляет
Общая тема всех
этих открытий в том, что мысль о деньгах дает установку на индивидуализм:
нежелание взаимодействовать с другими, зависеть от них или принимать от них
просьбы. Этот замечательный эксперимент провела психолог Кэтлин Вос, которая
проявила похвальную сдержанность в своей статье, оставляя читателям возможность
самостоятельно сделать напрашивающиеся выводы. Ее эксперименты весьма
содержательны: полученные в них результаты предполагают, что жизнь в культуре,
окружающей нас напоминаниями о деньгах, влияет на наше поведение и на наши
мнения неизвестным нам и не всегда достойным гордости образом. Некоторые
культуры часто напоминают об уважении, другие – о боге, а есть общества, дающие
установку на послушание огромными портретами дорогого вождя. Могут ли быть
какие-то сомнения в том, что вездесущие изображения национального лидера при
диктаторских режимах не только внушают ощущение, что «Большой брат следит за
тобой», но также и уменьшают количество спонтанных мыслей и независимых
действий?
Данные исследований эффекта предшествования предполагают,
что напоминание людям об их смертности повышает привлекательность авторитарных
идей, которые в контексте страха перед смертью становятся обнадеживающими.
Другие эксперименты подтверждают догадки Фрейда относительно роли символов и
метафор в подсознательных ассоциациях. Например, рассмотрите фрагменты слов «М_
_Ь» и «М_ _О». Люди, которых предварительно попросили вспомнить о каком-то
постыдном поступке, вероятнее, дополнят эти фрагменты до слов «МЫТЬ» и «МЫЛО»,
чем до «МЯТЬ» и «МЯСО». Более того, одна мысль о том, чтобы ударить сотрудника
ножом в спину, порождает в людях желание покупать мыло, средства для
дезинфекции или стиральный порошок, а не батарейки, сок или шоколадки. Похоже,
ощущение пятна на совести вызывает желание очистить собственное тело; это
стремление называют «эффектом леди Макбет».
Очищение строго
связано с частями тела, участвовавшими в грехе. Испытуемых попросили «соврать»
воображаемому собеседнику по телефону или по электронной почте, а потом
проверили, насколько желанны различные товары. Люди, совравшие по телефону,
предпочли ополаскиватель для рта мылу, а те, кто врал по электронной почте,
предпочли мыло ополаскивателю.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.