Продолжаем изучать
труд Мэнли Холла «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАСОНСКОЙ, ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ,
КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
Введение
Неопифагорейская школа процветала в Александрии в течение I
века христианской эры. Только два имени следует упомянуть здесь в этой связи:
Аполлоний из Тианы и Модерат из Гадеса. Неопифагореизм является соединительным
звеном между старыми языческими философиями и неоплатонизмом. Из первых он
заимствовал много точных элементов мысли, особенно у Пифагора и Платона. Из
второго — метафизические спекуляции и аскетические привычки. Поразительное сходство
обнаруживается некоторыми авторами между неопифагореизмом и доктринами ессеев.
Характерным для обеих школ является упор на таинство чисел, и вполне возможно,
что неопифагорейцы знали об истинном учении Пифагора гораздо больше, чем мы
сейчас. Даже в I веке Пифагор считался скорее богом, нежели человеком, и
возрождение его философии осуществлялось в надежде, что его имя будет
стимулировать интерес к глубоким системам мысли. Но греческая философия прошла
зенит своей славы, и человечество сделало упор на важность физической жизни и
физических феноменов. Упор на делах земных, несмотря на вмешательство
неоплатонизма, доминирует с тех пор, достигнув максимума в материализме и
коммерциализме XX века.
Хотя основателем неоплатонизма долгое время считался Аммоний
Саккас, по-настоящему школа началась с Плотина (204—269 гг. н. э.). Центрами
неоплатонизма были Александрия, Сирия, Рим и Афины, а достойными упоминания
именами были Порфирий, Ямвлих, Саллюстий, император Юлиан, Плутарх, Прокл.
Неоплатонистские произведения
представляли собой наивысшее усилие уходящего язычества в сохранении
для потомства своих секретных (или неписаных) доктрин. В этом учении древний
идеализм нашел самое совершенное выражение. Неоплатонизм касался исключительно
проблем высокой метафизики. Он осознавал существование секретных и важнейших
доктрин, которые со времен самых ранних цивилизаций были скрыты ритуалами,
символами, аллегориями религий и философий. Уму человека, незнакомого с основаниями
неоплатонизма, он может показаться массой спекуляций, смешанных с
экстравагантными полетами фантазии. Эта точка зрения, однако, игнорирует
институт мистерий — тех секретных школ, которые инспирировали глубинный
идеализм первых философских школ.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.