Продолжаем изучать
труд Мэнли Холла «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАСОНСКОЙ, ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ,
КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
Введение
Аристотель рассматривал философию как двойственное занятие: практическое
и теоретическое. Практическая философия объемлет этику и политику, а
теоретическая — логику и физику. Метафизика рассматривается как наука о
субстанции, которая имеет внутренне присущие ей принципы покоя и движения.
Душой Аристотель считал то,
благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда
душе приписываются принципы и способности питательные, чувствительные и
интеллектуальные. Далее, он полагал душу двойственной — рациональной и
иррациональной, в некоторых людях поднимающей чувства над разумом. Аристотель
определял мудрость как науку о первопричинах.
Четырьмя главными разделами его философии были диалектика, физика,
этика и метафизика. Бог определялся им как Первый Движитель, лучшая из
сущностей, неподвижная субстанция, отделенная от чувственных вещей, лишенная
телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Платонизм основан на априорном
мышлении, а аристотелианизм — на апостериорном размышлении. Аристотель учил
своего ученика, Александра Македонского, что если тот не сделал доброе дело,
день пропал для него. Среди учеников Аристотеля были Теофраст, Стратон, Ликон,
Аристон, Критолай и Диодор.
О скептицизме, которому учили Пиррон из Элизы (365—275 гг.
до н. э.) и Тимон, Секст Эмпирик говорил, что те, кто ищет, должны либо найти,
либо признаться, что не могут найти, либо продолжить поиски. Те, кто
предполагает, что они нашли истину, называются догматиками; те, кто думает, что
истина непостижима, называются академиками; а те, кто еще ищет ее, называются
скептиками. Позиция скептиков по отношению к познаваемому выражена Секстом
Эмпириком следующими словами: «Но главное основание скептицизма заключается в
том, что для всякого резона есть резон противоположный, ему равноценный, что не
позволяет нам впасть в догматизм». Скептики были сильнейшим образом настроены
против догматизма и были агностиками, поскольку полагали теории относительно
Божества противоречивыми и недоказательными. «Как, — говорит скептик, — мы
можем не сомневаться в познании Бога, не зная ни Его субстанции, ни формы, ни
места: в то время как философы непримиримо расходятся в точках зрения по этому
поводу, разве их заключения могут рассматриваться как безусловно истинные?»
Поскольку абсолютное познание считалось недостижимым, скептики провозгласили такую
цель их дисциплины: «В мнениях — невозмутимость, в страстях — умеренность, в тревогах
— ожидание».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.