Продолжаем изучение
труда Льва Николаевича Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли»
Часть первая
О видимом и невидимом,
где доказывается,
что поверхностные наблюдения уводят исследователя на ложный путь, и
предлагаются способы самоконтроля и самопроверки
I. О полезности этнографии
Запутанность применяющейся терминологии
Избыток первичной
информации и слабая разработанность принципов систематизации особенно
болезненно отражаются на истории и этнографии. Ведь одна только библиография
занимает тома, разобраться в которых иногда не проще, нежели в самих научных
проблемах. У читателя есть потребность в том, чтобы увидеть одновременно всю
совокупность событий (принцип актуализма) или все способы их становления
(принцип эволюционизма), а не многотомный список названий статей, по большей
части устаревших. В трудах основоположников марксизма содержится программа
системного подхода к пониманию исторических процессов, но к этногенезу она еще
не применялась.
Правда, в старинной
и отчасти забытой историографии известно несколько попыток ввести в эту область
системный метод, но в отличие от представителей естественных наук их авторы не
встретили ни понимания, ни сочувствия. Концепцию Полибия ныне рассматривают как
изящный раритет; Ибн Халдуна (XIV в.) – как курьез; Джамбаттиста Вико
упоминается только в истории науки, а грандиозные, хотя, пожалуй, неудачные,
конструкции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби стали поводом для того,
чтобы вообще отказаться от построения исторических моделей. Результат этого
процесса однозначен. Поскольку всю совокупность исторических событий запомнить
невозможно и поскольку при отсутствии системы нет и не может быть терминологии,
то даже общение между историками год от года затрудняется.
Придавая терминам
разные оттенки и вкладывая в них различное содержание, историки превращают их в
многозначные слова. На первых стадиях этого процесса еще можно понять
собеседника исходя из контекста, интонации, ситуации, при которой происходит
диспут, но на последующих фразах и эта (неудовлетворительная) степень понимания
исчезает. Так, слово «род» обычно применяется к понятию «родовой строй», но
«род бояр Шуйских» сюда явно не относится. Еще хуже при переводе: если род –
кельтский клан, то так нельзя называть какую-либо казахскую отрасль Среднего и
Младшего Жуса (ру) или алтайскую «кость» (сеок), потому что они различны по
функциям и генезису. А все эти отнюдь не схожие явления именуются одинаково и,
более того, на этом основании приравниваются друг к другу. Волей-неволей
историк изучает не предмет, а слова, уже потерявшие смысл, в то время как
реальные явления от него ускользают. А теперь допустим, что о проблеме
дискутируют три историка, причем один вкладывает в понятие «род» – клан, второй
– сеок, третий – боярскую фамилию. Очевидно, что они просто не поймут не только
друг друга, но и того, о чем идет речь.
Конечно, нам могут
возразить, что можно условиться о терминах, но количество понятий растет прямо
пропорционально накоплению информации, появляются все новые термины, которые
при отсутствии системы становятся многозначными (полисемантичными) и,
следовательно, негодными для целей анализа и синтеза. Но и здесь можно найти
выход.
До сих пор мы
говорили о кондициях исследования, скажем же о перспективах его. Изучение
любого предмета имеет практическое значение лишь тогда, когда есть возможность
обозреть предмет целиком. Так, например, электротехник должен представлять
себе, пусть не в одинаковой степени, действие ионизации и тепловой отдачи,
электромагнитного поля и т. п.; физико-географ, говоря об оболочках Земли,
помнит о тропосфере, гидросфере, литосфере и даже биосфере. Так же и историк
лишь тогда может сделать более весомые и интересные для читателя выводы, когда
он охватывает в едином рассуждении широкий комплекс взаимосвязанных событий,
одновременно условливаясь о терминологии. Это трудно, но не невозможно. Важно
лишь, чтобы вывод соответствовал всем учтенным фактам. Если кто-либо предложит
для объяснения перечисленных в этой книге фактов концепцию более изящную и
более убедительную, то я с почтением склоню перед ним голову. И наоборот, если
бы кто-нибудь объявил мои выводы окончательными, не подлежащими пересмотру и
дальнейшей разработке, то я не согласился бы с ним.
Многие книги, увы,
живут не дольше, чем люди, а развитие науки – имманентный закон становления
человечества. И поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы принести посильную
пользу Прекрасной Даме Истории и ее Мудрой Сестре – Географии, которая роднит
людей с их праматерью – Биосферой планеты Земля. Биосфера – термин, введенный в
науку В. И. Вернадским, означает одну из оболочек Земли, включающую в себя
кроме совокупности живых организмов все плоды их былой жизнедеятельности:
почвы, осадочные породы, свободный кислород атмосферы. Таким образом,
установление связи этногенеза с биохимическими процессами биосферы не
«биологизм», как полагают некоторые мои оппоненты, а уж скорее «географизм»,
хотя и такой «ярлык» вряд ли уместен; ведь все, что есть на поверхности Земли,
так или иначе входит в сферу географии – либо физической, либо экономической,
либо исторической.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 63 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.