Продолжаем изучение
труда Льва Николаевича Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли»
Часть первая
О видимом и невидимом,
где доказывается,
что поверхностные наблюдения уводят исследователя на ложный путь, и
предлагаются способы самоконтроля и самопроверки
I. О полезности этнографии
Несходство этносов
Когда какой-либо
народ долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется,
что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные
взаимоотношения, т. е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно
возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это –
от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя.
Помню, когда я был ребенком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама
сказала мне: «Негры – такие же мужики, как наши, только черные». Ей не могло
прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать
с тем же основаньем: «Англичане – такие же охотники за головами, как мы, только
белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя
и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются
при соприкосновении с оной.
Для средневековой
науки Западной Европы этнография была не актуальна. Общение европейцев с иными
культурами ограничивалось бассейном Средиземного моря, на берегах которого жили
потомки подданных Римской империи, частично обращенные в ислам. Это, конечно,
разделяло их с «франками» и «латинами», т. е. французами и итальянцами, но
наличие общих корней культуры делало разницу не настолько большой, чтобы
исключить взаимопонимание. Но в эпоху великих географических открытий положение
изменилось коренным образом. Если даже можно было назвать негров, папуасов и
североамериканских индейцев «дикарями», то этого нельзя было сказать ни про
китайцев, ни про индусов, ни про ацтеков и инков. Надо было искать другие
объяснения.
В XVI в. европейские
путешественники, открыв для себя далекие страны, невольно стали искать в них
аналогии с привычными им формами жизни. Испанские конкистадоры стали давать
крещеным касикам титул «дон», считая их индейскими дворянами. Главы
негритянских племен получили название «королей». Тунгусских шаманов считали
священниками, хотя те были просто врачами, видевшими причину болезни во влиянии
злых «духов», которые, впрочем, считались столь же материальными, как звери или
иноплеменники. Взаимное непонимание усугублялось уверенностью, что и
понимать-то нечего, и тогда возникали коллизии, приводившие к убийствам
европейцев, оскорблявших чувства аборигенов, в ответ на что англичане и
французы организовывали жестокие карательные экспедиции. Цивилизованный
австралийский абориген Вайпулданья, или Филипп Робертс, передает рассказы о
трагедиях тем более страшных, что они возникают без видимых причин. Так, аборигены
убили белого, закурившего сигарету, сочтя его духом, имеющим в теле огонь.
Другого пронзили копьем за то, что он вынул из кармана часы и взглянул на
солнце. Аборигены решили, что он носит в кармане солнце. А за подобными
недоразумениями следовали карательные экспедиции, приводившие к истреблению
целых племен. И не только с белыми, но и с малайцами у австралийских аборигенов
и папуасов Новой Гвинеи часто возникали трагические коллизии, особенно
осложненные переносом инфекции.
30 октября 1968 г. на берегу реки
Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его
спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на
территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что; по их обычаям,
неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо
ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник,
знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и
забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живет на берегах
Амазонки.
Прошло немало времени, прежде чем был поставлен вопрос: а не
лучше ли примениться к аборигенам, чем истреблять их? Но для этого оказалось
необходимым признать, что народы других культур отличаются от европейских, да и
друг от друга, не только языками и верованиями, но и всем «стереотипом
поведения», который целесообразно изучить, чтобы избегать лишних ссор. Так
возникла этнография, наука о различиях между народами.
Уходит под ударами национально-освободительного движения
колониализм, но остаются и расширяются межэтнические контакты. Следовательно,
проблема установления взаимопонимания становится все более насущной как в
глобальных масштабах мировой политики, так и в микроскопических, личных, при
встречах с людьми симпатичными, но не похожими на нас. И тогда встает новый
вопрос, теоретический, несмотря на практическую его значимость: а почему мы,
люди, столь не похожи друг на друга, что должны «применяться» друг к другу,
изучать чужие манеры и обычаи, искать приемлемые пути общения вместо тех,
которые представляются нам естественными и которые вполне достаточны для
внутриэтнического общения и удовлетворительны для контактов с нашими соседями?
В некоторых случаях этническое несходство можно объяснить разнообразием
географических условий, но ведь оно наблюдается и там, где климат и ландшафты
близки между собою. Очевидно, без истории не обойтись.
В самом деле, разные народы возникали в разные эпохи и имели
разные исторические судьбы, которые оставляли следы столь же неизгладимые, как
личные биографии, которые формируют характер отдельных людей. Конечно, на
этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с
кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков,
играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями (этническим
окружением) – свою, культурные воздействия, религия – имеют свое значение, но,
кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам, как к любым
явлениям природы. Проявление его в многообразных процессах возникновения и
исчезновения народов мы называем этногенезом. Без учета особенностей этой формы
движения материи мы не сможем найти ключ к разгадке этнопсихологии ни в
практическом, ни в теоретическом плане. Нам нужно и то и другое, но на
избранном нами пути возникают неожиданные трудности.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.