Сегодня приступаем к изучению труда Льва Николаевича Гумилёва
«Этногенез и биосфера Земли»
Этносы как форма существования вида homo sapiens
Больше ста лет
ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homo sapiens или социальные
закономерности полностью вытеснили механизм действия видообразующих факторов?
Общей для человека и всех других живых существ является необходимость
обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается он от них тем, что
почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом,
взаимодействуя с природой не только как биологическое, но прежде всего как
социальное существо. Условия и средства, производительные силы и соответствующие
им производственные отношения непрерывно развиваются. Закономерности этого
развития исследуются марксистской политической экономией и социологией.
Однако социальные
закономерности развития человечества не «отменяют» действия закономерностей
биологических, в частности мутаций, и исследовать их необходимо, дабы избежать
теоретической односторонности и практического вреда, который мы наносим сами
себе, игнорируя или сознательно отрицая нашу подчиненность не только
социальным, но и более общим закономерностям развития.
Методологически
начать такое исследование можно исходя из преднамеренного отвлечения от
конкретных способов производства. Такая абстракция представляется оправданной,
в частности, потому, что характер этногенеза существенно отличается от ритмов развития
социальной истории человечества. При таком способе рассмотрения, как мы
надеемся, яснее станут контуры механизма взаимодействия человечества с
природой.
Как бы ни была
развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы.
Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза
населяемого ими региона. А коль скоро так, то они являются элементами
структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми,
доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты, как
преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с
соседями – либо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального
развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и
элементов материальной и духовной культуры. Эту динамическую систему можно
назвать этноценозом. Она возникает и рассыпается в историческом времени,
оставляя после себя памятники человеческой деятельности, лишенные саморазвития
и способные только разрушаться, и этнические реликты, достигшие фазы
гомеостаза. Но каждый процесс этногенеза оставляет на теле земной поверхности
неизгладимые следы, благодаря которым возможно установление общего характера
закономерностей этнической истории. И теперь, когда спасение природы от
разрушительных антропогенных воздействий стало главной проблемой науки,
необходимо уяснить, какие стороны деятельности человека были губительны для
ландшафтов, вмещающих этносы. Ведь разрушение природы с гибельными
последствиями для людей – беда не только нашего времени, и оно не всегда
сопряжено с развитием культуры, а также с ростом населения.
Ставя вопрос о
взаимодействии двух форм закономерного развития, необходимо условиться об
аспекте. Речь может идти либо о развитии биосферы в связи с деятельностью
человека, либо о развитии человечества в связи со становлением природной среды:
биосферы и костного вещества, составляющего другие оболочки Земли: литосферу и
тропосферу. Взаимодействие человечества с природой постоянно, но крайне
вариабельно и в пространстве, и во времени. Однако за видимым разнообразием
кроется единый принцип, характерный для всех наблюдаемых феноменов. Поэтому
поставим вопрос именно так!
Природа Земли весьма
разнообразна; человечество в отличие от прочих видов млекопитающих тоже
разнообразно, ибо человек не имеет природного ареала, а распространен, начиная
с верхнего палеолита, по всей суше планеты. Адаптивные способности человека на
порядок больше, чем у прочих животных. Значит, в разных географических регионах
и в разные эпохи люди и природные комплексы (ландшафты и геобиоценозы)
взаимодействуют по-разному. Сам по себе этот вывод бесперспективен, так как
калейдоскоп не поддается исследованию, но попробуем внести в проблему
классификацию… и все будет по-иному. Между закономерностями природы и
социальной формой движения материи существует постоянная корреляция. Но каков
ее механизм и где точка соприкосновения природы и общества? А эта точка есть,
иначе не возникло бы вопроса об охране природы от человека.
С. В. Калесник
предложил разделить географию на: 1) экономическую, исследующую творения людей,
и 2) физическую, изучающую природные оболочки Земли, в том числе биосферу.
Очень разумное деление. Природа творит то, чего мы творить не можем: горы и
реки, леса и степи, новые виды животных и растений. А люди строят дома,
сооружают машины, ваяют статуи и пишут трактаты. Природа этого делать не может.
Есть ли между
творениями природы и человека принципиальная разница? Да! Элементы природы
переходят в друг друга… «Этот камень рычал когда-то, этот плющ парил в
облаках». Природа живет вечно, набухая той энергией, которую получает от Солнца
и звезд нашей Галактики и радиораспада в глубинах нашей планеты. Биосфера
планеты Земля побеждает мировую энтропию путем биогенной миграции атомов,
стремящихся к расширению. И наоборот, предметы, созданные человеком, могут или
сохраняться, или разрушаться. Пирамиды стоят долго, Эйфелева башня так долго не
простоит. Но не вечны ни те, ни другая. В этом принципиальная разница между
биосферой и техносферой, какие бы грандиозные размеры последняя ни приобрела.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.