Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
Книга первая
Учение о бытии
Объективная логика, таким образом, занимает скорее место прежней
метафизики, каковая была высившимся над миром научным зданием, которое должно
было быть воздвигнуто только мыслями. Если примем во внимание последнюю форму
(Gestalt) развития этой науки, то мы должны сказать, во-первых, что объективная
логика непосредственно занимает место онтологии - той части указанной
метафизики, которая должна была исследовать природу ens [сущего] вообще;
"ens" охватывает как бытие, так и сущность, для различения которых
немецкий язык, к счастью, сохранил разные выражения. Но тогда объективная логика
постольку охватывает и остальные части метафизики, поскольку метафизика стремилась
постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею
первоначально из [области] представления, - душу, мир, Бога, - и поскольку определения
мышления составляли существенное ее способа рассмотрения. Но логика рассматривает
эти формы свободно от указанных субстратов, субъектов представления,
рассматривает их природу и ценность в себе и для себя самих. Указанная
метафизика не сделала этого и навлекла на себя справедливый упрек в том, что
она пользовалась ими без критики, без предварительного исследования, способны
ли они и как они способны быть, по выражению Канта, определениями вещи в себе или,
вернее сказать, разумного. Объективная логика есть поэтому подлинная критика их,
критика, рассматривающая их не сообразно абстрактной форме априорности, противопоставляя
ее апостериорному, а их самих в их особом содержании.
Субъективная логика - это логика понятия - сущности, которая
сняла свое отношение к некоторому бытию или, иначе говоря, к своей видимости и которая
теперь уже не внешняя в своем определении, а есть свободное, самостоятельное,
определяющее себя внутри себя субъективное, или, вернее, есть сам субъект. Так
как выражение "субъективное" приводит к недоразумениям, поскольку оно
может быть понято в смысле чего-то случайного и произвольного, равно как вообще
в смысле определений, относящихся к форме сознания, то не следует здесь
придавать особое значение различию между субъективным и объективным, которое
позднее будет более подробно разъяснено при изложении самой логики.
Логика, следовательно, хотя и распадается вообще на объективную
и субъективную логику, все же имеет, точнее, следующие три части:
I. Логику бытия,
II. Логику сущности
и III. Логику понятия.
С чего следует начинать науку?
Только в новейшее время зародилось сознание, что трудно
найти начало в философии, и причина этой трудности, равно как и возможность
устранить ее были предметом многократного обсуждения. Начало философии должно быть
или чем-то опосредствованным или чем-то непосредственным; и легко показать, что
оно не может быть ни тем, ни другим; стало быть, и тот и другой способ начинать
находит свое опровержение.
Правда, принцип какой-нибудь философии также означает некое
начало, но не столько субъективное, сколько объективное начало, начало всех
вещей. Принцип есть некое определенное содержание, единое, нус, идея,
субстанция, монада и т. д.; или, если он касается природы познавания и,
следовательно, должен быть скорее лишь неким критерием, созерцанием, ощущением,
Я, самой субъективностью, - то и здесь интерес направлен на определение содержания.
Вопрос же о начале,
как таковом, оставляется без внимания и считается безразличным как нечто
субъективное в том смысле, что дело идет о случайном способе начинать
изложение, стало быть, и потребность найти то, с чего следует начинать,
представляется незначительной по сравнению с потребностью найти принцип, ибо
кажется, что единственно лишь в нем
заключается главный интерес,
интерес к тому, что такое истина, что такое абсолютное основание всего.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 63 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные
в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.