Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
Всеобщее деление
логики
Таким образом, все понятие в целом должно рассматриваться,
во-первых, как сущее понятие и, во-вторых, как понятие; в первом случае оно
есть только понятие в себе, понятие реальности или бытия; во втором случае оно
есть понятие как таковое, для себя сущее понятие (каково оно - назовем
конкретные формы - в мыслящем человеке, но также, хотя и не как сознаваемое, а
тем более не как понятие, которое знают, в ощущающем животном и в органической
индивидуальности вообще; понятием же в себе оно бывает лишь в неорганической
природе).- Согласно этому, логику следовало бы прежде всего делить на логику
понятия как бытия и понятия как понятия или, пользуясь обычными, хотя и самыми неопределенными, а
потому и самыми многозначными выражениями, на объективную и субъективную
логику.
Сообразно же с
лежащей в основе стихией единства понятия в самом себе и, следовательно, нераздельности его
определения, последние, поскольку они различны,
поскольку понятие полагается в их различии, должны также находиться по
крайней мере в соотношении друг с другом. Отсюда получается некая сфера
опосредствования, понятие как система рефлективных определений, т. е. как система бытия,
переходящего во внутри-себя-бытие понятия, понятие, которое, таким образом, еще
не положено, как таковое, для себя, а обременено в то же время непосредственным
бытием как чем-то также внешним ему. Это - учение о сущности, находящееся
посредине между учением о бытии и учением о понятии. - Во всеобщем делении
нашего логического произведения оно
помещено еще в объективной логике, поскольку, хотя сущность и есть уже
внутреннее, но характер субъекта следует непременно сохранить за понятием.
В новейшее время Кант (Я напоминаю, что в настоящем сочинении
я потому так часто принимаю в
соображение кантовскую философию (некоторым
это может каз
му. также внешним
ожено, как rfrккааться
излишним), что, как бы ни рассматривали другие,
а также и
мы в настоящем сочинении ее более
конкретные определения и отдельные части изложения, она составляет
основу и исходный пункт новейшей немецкой
философии, и эту ее заслугу не могут умалить имеющиеся в ней недостатки. Ее следует
часто принимать во внимание в объективной логике также и потому, что она
подвергает тщательному рассмотрению важные, более определенные стороны логического, между тем
как позднейшие изложения философии уделяли ему мало внимания и нередко только
выказывали по отношению к нему грубое, но не оставшееся без возмездия,
презрение. То философствование, которое у нас более всего распространено, не идет
дальше кантовских выводов, согласно которым разум не способен познать никакого истинного
содержания и в отношении абсолютной истины следует отсылать к вере. Но это
философствование непосредственно начинает с того, что у Канта составляет вывод,
и этим сразу отбрасывает предшествующие
построения, из которых вытекает указанный вывод и которые составляют
философское познание. Кантовская философия служит, таким образом, подушкой для
лености мысли, успокаивающейся на том, что все уже доказано и решено.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.