Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
Всеобщее деление
логики
Из того, что нами было сказано о понятии этой науки и о том,
где оно находит свое обоснование, вытекает, что всеобщее деление может быть здесь
лишь предварительным, может быть указано как будто лишь постольку, поскольку автор
уже знаком с этой наукой и потому в состоянии здесь заранее указать исторически
(historisch), к каким основным различиям определит себя понятие в своем
развитии.
Можно, однако,
попытаться заранее объяснить в общем (in allgemeinen) то, что требуется для
деления, хотя и для этого необходимо прибегать к методу, который приобретает
свою полную ясность и обоснование только в рамках самой науки. - Итак, прежде
всего следует напомнить, что мы здесь исходим из предпосылки, что деление
должно находиться в связи с понятием
или, вернее, заключаться в нем самом.
Понятие не неопределенно, а определенно в самом себе; деление же выражает в
развитом виде эту его определенность; оно есть его суждение, не суждение о
каком-нибудь внешне взятом предмете, а процесс суждения, т. е. процесс
определения понятия в нем же самом. Прямоугольность, остроугольность и т. д.,
так же как и равносторонность и т. д., по
каковым определениям делят треугольники, заключаются не в определенности
самого треугольника, т. е. не в том, что обычно называют понятием треугольника,
точно так же как те определения, по которым животных делят на млекопитающих, птиц
и т. д., а эти классы - на дальнейшие роды, заключаются не в том, что принимают
за понятие животного вообще или за понятие млекопитающего, птицы и т. д. Такие
определения берутся из другого источника,
из эмпирического созерцания; они примыкают к упомянутым выше так называемым
понятиям извне. В философской же трактовке деления само понятие должно показать
себя содержащим источник этого деления.
Но само понятие
логики показано во введении как результат науки, лежащей по ту сторону ее, и,
стало быть, принимается здесь равным образом как предпосылка. Логика согласно
этому определилась как наука чистого мышления, имеющая своим принципом чистое
знание, не абстрактное, а конкретное, живое единство, полученное благодаря
тому, что противоположность между сознанием о некоем субъективно для себя сущем
и сознанием о некоем втором таком же сущем - о некоем объективном, - знают как преодоленную
в этом единстве, знают бытие как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие - как истинное бытие. Следовательно,
это те два момента, которые содержатся в
логическом. Но их теперь знают как существующие нераздельно, а не - в отличие
от сознания - как существующие каждое также и для себя (fur sich). Только благодаря тому, что их в то же
время знают как различные (однако не как сущие для себя), их единство не абстрактно, мертвенно, неподвижно, а конкретно.
Это единство
составляет логический принцип также и в качестве стихии, так что развитие
указанного выше различия, которое сразу же имеется в ней, совершается только
внутри угон стихии. В самом деле, так как деление (Einteilung), как было
сказано, есть суждение (Urteil) понятия, полагание уже имманентного ему определения
и, стало быть, его различия, то это полагание
не должно пониматься как новое разложение указанного конкретного единства на его определения,
которые должны были бы считаться
существующими сами по себе, ибо это было бы здесь бесполезным
возвращением к прежней точке зрения, к противоположности сознания. Противоположность
эта скорее уже преодолена; указанное единство остается стихией [логического], и
из него уже больше не выходит различение, осуществляемое делением и вообще развитием.
Тем самым определения, которые прежде (на пути к истине), с какой бы точки зрения
их не определяли, были для себя сущими,
как, например, некое субъективное и некое объективное, или же мышление и бытие,
или понятие и реальность, теперь в их истине, т. е. в их единстве, низведены на
степень форм. Сами они поэтому в своем различии остаются в себе всем понятием в целом, и последнее
полагается в делении только под своими собственными определениями.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные
в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.