Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Логика Гегеля

  Все выпуски  

Логика Гегеля Введение (часть 3)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 53 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение самого известного труда Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука логики».

 

ВВЕДЕНИЕ

  

Критика форм рассудка привела к указанному выше выводу, что эти формы  не применимы к вещам в себе. Это может иметь только тот смысл,  что  эти  формы суть в самих себе нечто неистинное. Но так как все еще считают их  значимыми для субъективного разума и для опыта, то критика ничего не  изменила  в  них самих, а оставляет их для субъекта в том же виде, в каком они  прежде  имели значение для объекта. Но если они недостаточны для познания вещи в себе,  то рассудок, которому, как утверждают, они принадлежат, еще в  меньшей  степени должен был бы принимать их и довольствоваться ими. Если они  не  могут  быть определениями вещи  в  себе,  то  они  еще  в  меньшей  степени  могут  быть определениями рассудка, за которым мы должны были  бы  признать  по  крайней мере достоинство некоторой вещи в себе. Определения конечного и бесконечного одинаково сталкиваются между собой, будем ли мы применять  их  к  времени  и пространству, к миру или они будут признаны определениями внутри духа, точно так же как черное и белое все равно образуют серое,  смешаем  ли  мы  их  на

стене или только на палитре. Если наше представление  о  мире  расплывается, когда мы на него переносим определения бесконечного и конечного, то сам дух, содержащий в себе эти два определения, должен в еще большей  мере  оказаться чем-то внутренне противоречивым, чем-то расплывающимся. Свойство материи или предмета, к которым мы стали бы их применять или в которых они находятся, не может  составлять  [здесь]  какое-либо  различие,  ибо   предмет   внутренне противоречив только из-за указанных определений и согласно им.

   Указанная критика,  стало  быть,  отдалила  формы  объективного  мышления только от вещи, но оставила их в субъекте в том виде, в каком она их  нашла. А именно, она не рассмотрела этих форм, взятых сами по себе, со свойственным им содержанием, а прямо заимствовала их  при  помощи  лемм  из  субъективной логики. Таким образом, не было речи о выведении их из них  самих  или хотя бы о выведении их как субъективно-логических форм, тем  более  не  было речи о диалектическом их рассмотрении.

   Более последовательно  проведенный  трансцендентальный  идеализм  признал ничтожность сохраненного еще критической философией призрака  вещи  в  себе, этой абстрактной, оторванной от всякого содержания тени, и он поставил  себе целью окончательно его уничтожить. Кроме того, эта философия положила начало попытке  дать  разуму развернуть свои определения из самого  себя. Но субъективная позиция этой попытки не позволила завершить ее. В  дальнейшем отказались от этой позиции, а с ней и от  указанной  начатой  попытки  и  от разработки чистой науки.

   Но совершенно не принимая  во внимание метафизического значения, рассматривают то,  что  обычно  понимают  под  логикой.  Эта наука в том состоянии, в каком она  еще  находится,  лишена,  правда,  того  содержания, которое признается в обыденном сознании реальностью и некоей истинной сутью. Однако не поэтому  она  формальная  наука,  лишенная  всякой  содержательной истины. В том материале, который в ней не  находят  и  отсутствием  которого обычно объясняют ее неудовлетворительность, мы, впрочем,  не  должны  искать сферу истины. Причина бессодержательности логических форм  скорее  только  в способе их рассмотрения и  трактовки.  Так  как  они  в  качестве  застывших определений лишены связи друг с другом  и  не  удерживаются  в органическом единстве, то они мертвые формы и в них не обитает дух, составляющий их живое конкретное  единство.  Но  тем  самым  им  недостает  подлинного  содержания

(Inhalt) - материи, которая была  бы  в  самой  себе  содержанием  (Gehalt). Содержание, которого мы не находим в логических формах, есть  не  что  иное,  как некоторая  прочная  основа  и  сращение  (Konkretion)  этих  абстрактных определений, и обычно  ищут  для  них  такую  субстанциальную  сущность  вне логики. Но сам логический разум и  есть  то  субстанциальное  или  реальное, которое удерживает  в  себе  все  абстрактные определения,  и  он  есть  их подлинное, абсолютно конкретное  единство.  Нет, следовательно,  надобности далеко искать то, что обычно называют материей. Если логика, как утверждают, лишена содержания, то это вина не предмета  логики,  а  только  способа  его понимания.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Общий тираж рассылок 53 000 подписчиков.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2013 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное