Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

FUTURONEWS. Новости будущего

  Все выпуски  

FUTURONEWS. Новости будущего Китай положил глаз на «Морской старт»?


Владелец «Морского старта» компания «Энергия» ведет переговоры с китайским правительством, касающиеся его продажи и последующего использования платформы в интересах аэрокосмической отрасли КНР, что предусматривает перебазирование инфраструктуры проекта к побережью Китая. Продажа проекта должна пройти согласование по целому ряду нормативных документов в России, Китае и Соединенных штатах. Штаб-квартира «Морского старта» расположена в Берне, Швейцария, портом приписки остается пока ЛОнг-Бич в Калифорнии. Компания «Морской старт» — ранее совместный проект украинских и российских производителей, выпускавших вместе ракету «Зенит-3SL», в роли одного из подрядчиков выступала также компания «Боинг». После завершения сотрудничества будет очень непросто разобраться в мешанине технологий, часть которых попадает под экспортные ограничения законодательства США, касающиеся технологий двойного назначения. В случае успешного приобретения проекта Китаем, его будущее, скорей всего, останется сомнительным. Несмотря на серьезность репутации китайского космического агентства, ориентировано оно почти исключительно на внутренний рынок. В доступе к большей части рынка коммерческих запусков китайской стороне почти наверняка будет отказано, в том числе по причине американского законодательства, напрямую запрещающего передачу любых космических технологий Китаю. Насколько далеко может продвинуться сотрудничество Китая и России в рамках данного проекта предполагать трудно. Запуски почти наверняка будут осуществляться с привязкой к китайской морской инфраструктуре. Проект изначально предусматривает использование большого корабля сопровождения, где находится технических персонал; сами запуски осуществляются в международных водах на экваторе, в Тихом океане; в качестве стартового стола используется модифицированная норвежская нефтяная платформа. Без государственных заказов «Морской старт» выживал только за счет коммерческих заказов, специализируясь на запуске тяжелых спутников связи, работающих на геостационарной орбите. Тем не менее, несмотря на амбиции стать сильнейшим игроком в данном сегменте, в 2007 году высокая долговая нагрузка и отказы при запуске все равно привели ее к банкротству, после чего компания была приобретена РКК «Энергия». В 2013 году последовал очередной провал — был потерян американский спутник Intelsat, что послужило причиной охлаждения отношений с одним из важнейших патрнеров компании, вашингтонской фирмой Intelsat. В прошлом году был осуществлен успешный запуск спутника Eutelsat. С тех пор заказов у «Морского старта» не было, будущее ее было весьма неопределенно. Российская производственная база сосредоточилась вокруг космического агентства «Роскосмос», никаких положительных сигналов от российского правительства не поступало, коммерческие заказы отстутствовали. Было принято решение о начале распродаже активов компании в месте его базирования — Лонг-Бич в качестве меры фиксации убытков. В интервью от 17 июля Сергей Гудкаев, главный исполнительный директор «Морского старта», сообщил, что компания будет выделять лишь минимальное финансирование. необходимое для обеспечения команды судна сопровождения и поддержания стартовой платформы в оперативной готовности. Переговоры с потенциальными покупателями, в том числе интерес Китая к компании, Гудкаев комментировать отказался. — Есть много сценариев для нашего будущего с точки зрения структуры собственности и местоположения, — сказал он. — Основные наши активы мы сохранили, все они в хорошем состоянии. В рамках заказа генеральный подрядчик компании КБ «Южное» должен поставить еще четыре ракеты «Зенит», одна из которых почти готова. Но в силу ситуации на Украине работы были замедлены и завершение их находится под вопросом, по причине чего компании, возможно, придется менять «Зениты» на что-то другое. Бесспорно одно: спустя год после последнего успешного коммерческого запуска «Морской старт» находится в тяжелом финансововм положении. — Единственный оператор, который нас поддержал, это Eutelsat, — говорит Гудкаев. — Остальные говорили о необходимости поддержать разнообразие операторов на рынке запусков, но разговорами и ограничились: никто не хочет думать стратегически, пользуются краткосрочными низкими ценами наших конкурентов. Беспокойства по поводу отставания от основных конкурентов компании на рынке, в том числе от нового игрока — американской SpaceX — Гудкаев скрывать не стал. Компания SpaceX, штаб-квартира которой находится в Хоторне, Калифорния, за последние два года сумела отвоевать часть рынка коммерческих запусков, в том числе из-за череды неудач с «Протонами». Операторы спутниковой группировки неоднократно подчеркивали необходимость иметь по меньшей мере три надежных носителя (в том числе для обеспечения здоровой конкуренции), но заказов «Морскому старту» это не принесло. Мнение российского правительства относительно компании остается неоднозначным. Чиновники от правительства предложили перенести штаб-квартиру «Морского старта» в одну из оффшорных зон — но на территории России, что подразумевало бы также использование проекта преимущественно во внутренних целях. Но Россия никогда не размещала заказы на океанские запуски. Конечным итогом начавшейся в РФ реорганизации космической отрасли, судя по всему, станет та же модель, которая используется в Индии и Китае, где государственные органы действуют и как регулятор и как подрядчик услуг в сфере вывода грузов на орбиту. Как в эту большую сложную структуру мог бы вписаться «Морской старт» Гудкаеву пока непонятно. Разрыва отношений между РКК «Энергия» и КБ «Южное», по его словам, пока не произошло, но, безусловно, ситуация на Украине сама по себе отпугивает от компании потенциальных клиентов: физическая способность КБ «Южное» выполнять обязательства по контрактам находится сейчас под большим вопросом — в том числе в силу политического давления Киева на завод, имеющего целью прекращение всяческого сотрудничества с РФ. В дополнение к строительству большей части ракет «Зенит», «Южное» также совместно с Россией участвует в программе малой ракеты-носителя «Днепр» и постовляет отдельные элементы ракеты «Антарес» для американской «Orbital ATK» и европейского носителя «Вега». Многолетние переговоры Украины с Бразилией о совместной работе над бразильской ракетой «Циклон» и отработке ее последующих запусков с космодрома Алькантара завершились неудачей. По словам представителя КБ «Южное» Дегтярева, штат компании в настоящее время насчитывает 5165 человек, отставание от производственных планов в прошлом году составило 50%. Тем не менее, по его словам, «Южное» продолжает инвестировать в исследования и разработки, чтобы сохранить свои позиции в отрасли, и не зависит от России в ключевых технологиях. — Чтобы не зависеть от России совсем, нам необходимо обеспечить самостоятельность в сфере услуг запуска, и мы над этим работаем, но собственной стартовой площадки пока, к сожалению, не имеем, — пояснил Дегтярев. За развитием SpaceX он наблюдает с восхищением: — Они дают реальный толчок для прихода в космос коммерческих компаний. Но, все-таки, по его мнению, запуски SpaceX на данный момент остаются убыточными, в лучшем случае с нулевым балансом. Сама SpaceX является частной и не публикует финансовые отчеты, но ее официальные представители заявляют, что осуществляемые запуски в текущей обстановке на рынке для компании весьма выгодны. Источник: http://futuronews.ru/sealaunch/

В избранное