Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.
Сотворение мира в иудаизме
"В начале сотворил Бог небо и землю". Что означает в этом контексте слово "сотворил"?
В рассказе о шести днях сотворения мира на иврите приводятся три глагола, отображающие разный уровень произведенного
действия: "сотворил" (бара), "создал" (яцар) и "сделал" (аса).
Слово "сделал" (аса) означает простое действие без изменения формы. Подобное действие в русском языке
обозначается глаголами "перенёс", "поставил", "взял".
Слово "создал" (яцар) означает более сложное действие: придание
существующей материи некоторой формы. Например, скульптор берёт кусок
бесформенной глины и создаёт скульптуру. Глина осталась та же, но возникла
несуществующая до сих пор форма. Глагол "яцар" характеризует любую созидательную деятельность человека.
Слово "сотворил" (бара) означает действие, при котором создается сама материя, которой до этого не
существовало, а после ей придается определенная форма. Такое действие не по силам человеку. Это уровень бога.
По утверждению Торы, в мире есть несколько "пластов" духовной действительности, кроме той
материальности, которая окружает человека. В каждом из них существуют понятия
материального мира, но на разных уровнях. Каждый из этих "пластов"
называется "мир", поскольку таковым он является сам по себе. Поэтому,
несмотря на то, что Тора описывает определённую действительность, описание
может иметь несколько смыслов, поскольку понятие им обозначаемое, существует
одновременно в разных духовных мирах. Каждое из них имеет смысл,
соответствующий данному миру. Кроме того, все смыслы слова, характерные для
разных миров, объединены общим значением.
Возникновение видимой действительности из невидимой, следствия из причины невозможно постичь
разумом человека. Не существует даже гипотезы, доказывающей его появление. Это называется "еш ми айн" или "что-то
из ничего". Такое действие возможно только для Всевышнего и называется "сотворить".
"Сотворить мир" означает создать материальную действительность из духовной. В принципе, понятие
"сотворить" справедливо также для духовной действительности. Поскольку мы видим материальный мир, обязательно существует мир духовный. С
другой стороны, у нас нет никакой уверенности в том, что мир, который мы видим, на самом деле существует.
Материальный мир называется "что-то" ("еш"). Мир духовный называется "ничто" ("аин").
Творец сделал так, что мир, который "ничто", ощущается нами как "что-то".
Сотворение мира в христианстве
Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - "Бытие". Так же, как и другие
мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, даже Земли.
Существовал лишь сплошной мрак и пустота. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир.
Мир и все сущее в нем было сотворено из
ничего в результате волевого акта создателя - Бога. В христианстве фигура Бога
выступает не только в качестве творца всего сущего, но и в качестве первичной
причины существования мира. Бог не нуждался и не был обязан творить мир, для
его существа создание мира не было обусловлено никакой необходимостью.
Начал он свое дело с сотворения земли и
неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого
Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.
"Небо и земля" первого стиха Библии -
это не облачное или звёздное небо и не почва под ногами человека, Здесь эти
слова символизируют всё мироздание. В древнееврейском языке для обозначения
всего сущего употреблялось словосочетание "небо и земля", т. е. всё, что есть.
В древнем тексте в словах "и Дух Божий
носился над водою" (Быт. 1.2) употреблён глагол, который обычно относится к
птице, высиживающей своих птенцов. Это характерно для Библии: мир появляется не
в результате войны или мести, а как итог любви. Говоря о воде, автор Книги
Бытия пытается передать бесформенность первоматерии: земля "безвидна и пуста", бездна, покрытая тьмой. Мир
в первое мгновение своего бытия ещё не имел ни своих собственных законов, ни своих форм.
На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью,
а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо. Третий день ознаменовался созданием
суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была
под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было
создано, Бог сотворил деревья и траву. Четвертый день стал днем создания
светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они
всегда освещали землю. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило
поменьше - Луна, которому помогали звезды. Солнце, Луга и звезды располагались
на небесной тверди. Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми
первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и
он решил увеличить их количество. На шестой день были созданы существа,
обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Затем Бог сотворил себе Человека и
сделал его похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего
обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.
Из земного праха был создан мужчина и назван Адамом ("человек"). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране.
Посредине рая выделялось особое дерева - древо познания добра и зла. Адаму было поручено
охранять райский сад и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева,
кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.
Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам,
пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему
достойным помощником. Тогда Бог усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал
из него женщину. Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею,
властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые
ходят и ползают по земле. А сам, довольный всем созданным, решил отдохнуть.
Позже некий змей (иногда говорят, что это дьявол, однако прямого указания на это в книге Бытия нет)
соблазнил Еву попробовать плод с древа познания добра и зла. Ева, в свою очередь, накормила
этими плодами Адама. Об этом узнал Бог и, рассердившись, изгнал обоих из рая.
Мир именно сотворен Богом, а не "сработан" им и не "рождён". Следовательно, мир имеет творческое начало и
сотворен по воле Творца-Бога. В тексте Библии на иврите стоит слово "бара" -
один из семи глаголов действия древнееврейского языка. "Бара" означает именно
новое действие, творчество, а не переделку чего-то уже существовавшего. Бог не
столько строит из имеющегося материала, сколько творит, сочиняет мироздание. В
греческом тексте Символа веры слову "творец" соответствует слово "поэтес". Мир раскрывается как поэма, как книга. Мир и Бог
не больше похожи друг на друга, чем страница, на которой написан текст, похожа на человека, этот текст написавшего.
Для Библии очень характерно, что в рассказе о сотворении мира отсутствуют мотивы божественных браков и рождений
(теогония), нет борьбы богов между собой, нет и мотива борьбы Творца с хаотическими внебожественными силами.
Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.