Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Сотворение мира в различных религиях

Во многом история человеческого общества - это поиск ответов на вопросы: что было в начале, какова цель создания мира, кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями соседних народов. Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своих богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, касающееся вопроса создания мира.

Древние люди верили, что все в мире возникало постепенно. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг. Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря некоей высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

В мире насчитывается огромное количество религий и вероисповеданий. У каждой из них своя мораль, свои принципы, свои боги и своя история сотворения мира.

 

Сотворение мира в религиях Древней Индии

Индуизм

Индуизм - старейшая из мировых религий, зародившаяся приблизительно в 6 веке до н.э. на территории Древней Индии.

Вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего - Брахма. Он разбил яйцо, после чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя - в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство. Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная.

Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живых существ. Сила мысли Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, а также других богинь и богов.

Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой. Что касается появления людей в мире, то они родились от богини Саранью и бога Вивасвата, который из бога превратился в человека по воле старших богов. Первые дети этих богов были смертными, а остальные - богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

 

Брахманизм

Другая индийская легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пуруши. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пуруши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием - кастой - считались брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле, знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии - правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы - вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пуруши, стали шудры - подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали неприкасаемые - к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых.

Касты не должны были контактировать между собой. Кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы - представители высшей касты. Однако позже возникают и более демократические религиозные учения - буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию.

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман - основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман - духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом. С развитием брахманизма возникает и идея Сансары - круговращения бытия; Инкарнации - перерождения после смерти; Кармы - судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши - идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная - длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет - такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти годы состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом культовое значение Брахмы второстепенно. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения - шиваизм и вишнуизм.

 

Буддизм

В буддийской религии нет высшего материального или нематериального творца. Нет здесь и такого понятия как сотворение мира в принципе. Более того, буддизм не дает ответа на вопрос о начале мира, вернее этот вопрос относится к неопределенным, по поводу которых великий Будда хранил молчание.

Согласно буддизму, происходит постоянное повторение циклов возникновения и уничтожения Вселенной, которые обусловлены воздействием общей кармы всех живых существ предыдущего цикла. Конец цикла и, соответственно, конец Вселенной настает тогда, когда накапливается дурная (плохая, отрицательная) карма живых существ.

Один цикл существования Вселенной называется махакальпа, состоит он из 4 периодов:

  1. Пустота - от конца одной Вселенной до начала следующей
  2. Формирование
  3. Пребывание - стабильное состояние космоса
  4. Разрушение

Верховное божество в буддизме - бог Брахма. Он является самым первым существом, появляющимся в новом мире, но он не является творцом. Он подчинен причинно-следственному закону кармы и не является неизменным и постоянным также как и все живые существа во Вселенной.

Единственная цель жизни состоит в полном избавлении от страданий сансары, именуемом нирваной.

Буддисты принимают существование обитателей высших миров, известных как "дэвы", но они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары и не особо мудрее нас.

 

Джайнизм

Согласно джайнской мифологии, Вселенная включает мир и немир.

Немир недоступен для проникновения и познания.

Мир делится на высший, средний и низший и состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других - омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континентов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи - освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах.

В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.

 

Сикхизм

Сикхизм - религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой бог растворен, присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны или духи не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают "неправильными" все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и "благих деяниях". Всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

 

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное