Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.
Великий молельный эксперимент
В 2006 году был проведен эксперимент, имеющий целью проверить предположение, что молитва о болящих способствует их выздоровлению.
Подобные эксперименты для обеспечения полной беспристрастности должны проводиться вслепую, то есть со случайным распределением участников, и это условие строго соблюдалось. Пациенты в абсолютно случайном порядке были разбиты на экспериментальную (субъекты молитвы) и контрольную (отсутствие молитвы) группы. Ни пациенты, ни их доктора и медсестры, ни проводящие эксперимент сотрудники не знали, о каком пациенте воздаются молитвы, а о каком – нет. Возносящим молитвы верующим было нужно знать имена тех,
о ком они молились: иначе как можно было бы утверждать, что они молятся именно за них, а не за кого-либо другого? Но им сообщили только имя и первую букву фамилии пациента. Чтобы не перепутать больничную койку, богу, очевидно, достаточно и этого.
Руководил группой исследователей верующий врач, который ранее заявлял: "Количество доказательств эффективности молитв о помощи в медицинской практике все увеличивается". Таким образом, можно не сомневаться, что эксперимент провалится из-за скептицизма экспериментатора.
Было обследовано 1802 пациента в 6 больницах, перенесших операцию коронарного шунтирования.
Больных разделили на три группы. За больных 1 группы возносились молитвы, но они об этом не знали. За больных 2 группы (контрольной) молитвы не возносились, и они также об этом не знали. За больных 3 группы молились с их ведома. По результатам состояния больных 1 и 2 групп определялась эффективность молитвы о помощи. Состояние больных 3 группы свидетельствовало о возможных психосоматических воздействиях на пациентов знания о том, что за них молятся.
Моление проводилось паствой трех церквей: в Миннесоте, Массачусетсе и Миссури. Все три церкви находились на значительном расстоянии от трех больниц. Всех молящихся попросили включить в молитву фразу "об успешной операции и быстром выздоровлении без осложнений".
Результаты эксперимента были опубликованны в апреле 2006 года в "Американском кардиологическом журнале". Состояние больных, за которых возносились молитвы (1 группа), ничем не отличалось от состояния больных, за которых молитвы не возносились (2 группа). У больных, знающих, что о них возносят молитвы (3 группа), обнаружилось значительно больше осложнений, чем у тех, кто об этом не знал (1 и 2 группа). Возможное объяснение этого факта: пациенты - субъекты молитв оказались подвержены, в силу
осведомленности, дополнительному стрессу - "актерскому беспокойству", как называют его исследователи. Один из ученых объяснил: "Возможно, они тревожились: неужели я настолько болен, что нужно вызывать команду молельщиков?"
Как и ожидалось, данное исследование вызвало нарекания теологов. Комментируя после провала эксперимента его результаты, оксфордский теолог Ричард Суинберн объявил его неправомерным на основе того, что бог отвечает только на молитвы, возносимые по важному поводу. Молитва о человеке, возносимая только потому, что на него случайно пал выбор в проводимом вслепую эксперименте, не считается важным поводом. Бог сумел это раскусить. Что ж, допустим. Не впервые пытается он оправдать страдания в мире, где
господствует бог:
Страдание позволяет мне проявить мужество и терпение. Вам оно дает возможность продемонстрировать благожелательность, облегчить мои муки. А общество имеет шанс выбрать, куда лучше инвестировать деньги для облегчения того или иного страдания. Хотя добрый Господь скорбит о наших мученьях, его более всего заботит, чтобы мы научились проявлять терпение, сострадание и щедрость и таким образом приблизились к святому идеалу. Некоторым людям просто необходимо заболеть – для их же собственного блага, а
некоторым нужно болеть, чтобы другие могли сделать важный выбор. Только таким образом некоторых можно заставить сделать серьезный выбор касательно собственной личности. Для других болезнь может оказаться не настолько важной.
Такой же примерно аргументацией Суинберн пытался оправдать геноцид евреев тем, что они получили замечательную возможность продемонстрировать мужество и благородство.
Тот же Суинберн полагает, что, если бы бог захотел продемонстрировать свое существование, он нашел бы для этого способ получше, чем небольшое изменение статистических данных между результатами экспериментальной и контрольной групп кардиологических пациентов. Если бог есть, то, пожелай он нас в этом убедить, он "наполнил бы мир сверхчудесами". И тут же говорит: "Но уже и так имеется довольно большое количество доказательств существования бога, а их избыток может пойти нам во вред". Только подумайте.
Слишком большое количество доказательств может пойти нам во вред. Оригинально.
Провал эксперимента абсолютно ни в чем не убедил религиозных деятелей и верующих людей. Как рассказывал преподобный Реймонд Дж. Лоренс, "Недавно коллега рассказал мне о набожной, хорошо образованной женщине, обвиняющей врача своего мужа в профессиональной некомпетентности. В последние дни жизни мужа, заявила она, врач не потрудился молиться о нем".
Другие теологи присоединились к скептикам, уверяя, что изучение молитв подобными методами – пустая трата денег, потому что сверхъестественные влияния, по определению, научным исследованиям не поддаются.
Без слов ясно: отрицательные результаты не пошатнут убеждений правоверных. Духовный глава молельной миссии Миссури, откуда исходила часть экспериментальных молитв, заявил: "Верующий скажет вам, что, хотя это исследование и представляет интерес, мы молимся уже давно, и мы видели, что молитвы приносят плоды, мы знаем, что они работают и что изучение молитв и духовного опыта еще только начинается".
Все как обычно: мы знаем, что, согласно нашей вере, молитва приносит плоды, так что, если доказательств получить не удается, будем корпеть дальше, пока не удастся добиться желаемого.
Как говорится, когда не достигают желаемого, делают вид, что желали достигнутого.
На сегодня все. До новых встреч.
Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.