Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Христианство и его сходство с другими религиями О христианских ритуалах и обрядах

Порой бывает просто забавно наблюдать, как христианство по мере своего распространения меняется на свою противоположность.

В первые два века существования христианства его приверженцы называли ритуалы языческого мира "сатанинским действом". В эпоху преследований они порой жертвовали жизнью, но не соглашались бросить щепоть сухой травы на языческий жертвенник. А теперь в современных церквах спокойно курят ладан, словно находятся не в христианской церкви, а в храме Деметры или Осириса.

Даже так называемые христианские таинства в сущности ничем не отличаются от первобытных церемоний. В своих обрядах современные христианские жрецы также используют различные вещества и предметы, словесные формулы (заклинания) и прочее. Все это должно в конечном итоге приводить к определенному практическому результату в общении с Богом.

В чем же смысл христианских ритуалов? Да в том же, в чем он был и у язычников.

Первобытные люди верили в существование некоей таинственной силы, которой обладают боги, люди, звери, силы природы и даже предметы. Почему металлический топор так хорошо рассекает дерево? Он обладает магической силой. Или ружье, стреляющее громом и молнией. Производство железа, то есть процесс выплавки металла из руды, представлялось чисто магическим, таинственным ритуалом. Люди не знали физики и химии, поэтому модели, которыми они описывали природные процессы, были фантастическими.

Колдуны, кузнецы, лекари, племенные вожди – все они обладали тайными знаниями волшебства и умением использовать магические ритуалы в свою пользу и на пользу соплеменников. Именно для этого люди древности и совершали тайные обряды (мистерии) - чтобы вступить в контакт с божествами и получить от них благоволение, помощь, обещание приятной загробной жизни.

Той же цели служат и христианские обряды. В их основе лежит вера в особую божественную благодать, которую можно получить с помощью системы движений и слов.

Тут верующие обычно начинают отговариваться, что, мол, молиться ты помолился, у Бога чего-то попросил, но вот совсем не факт, что Бог для тебя это сделает. Он еще посмотрит, сколько у тебя грехов и достоин ли ты его благодати. А магические формулы и заклинания ориентированы на результат. Произнес заклинание, махнул волшебной палочкой – и нате, получите.

Все верно. Нате, получите. С одним ограничением. А именно – махать палочкой и накладывать заклинания нужно правильно, не абы как. Не даром во многих книгах о волшебниках и чародеях главный герой сперва долго изучает искусство накладывания заклинаний и использования различных магических предметов.

Точно так же и в христианстве. И в исламе, кстати. Чтобы получить от Бога желаемое, необходимо уметь это делать. Как? А вот как. Жить праведно, поменьше грешить, вовремя исповедоваться, вовремя совершать нужные ритуалы и т.д. Тогда вероятность того, что Бог выполнит твою просьбу, увеличивается.

Христиане очень нервничают, когда им указывают на подобные сходства с язычеством, и начинают обвинять язычников в том, что те используют христианские таинства. Вот, например, что наивно писал по этому поводу раннехристианский теолог Тертуллиан: "Дьявол, стараясь извратить истину, подражает в языческих мистериях даже самим божественным таинствам".

Какие же еще магические ритуалы позаимствовали христиане у язычников? Да буквально все.

Начнем с причастия. Жрецы многих культов при огромном скоплении народа причащали верующих кровью божества в виде вина (греки), крови быка (римляне), красного пшеничного напитка (египтяне).

"Хлеб причастия моего будет из белой пшеницы, причащаться я буду напитком из красной пшеницы" - египетская Книга Мертвых.

Почему христианин, поедая хлеб и выпивая плодовый сок, говорит, что тем самым кушает тело Христово и пьет кровь Христову?

Истоки находятся еще в каменном веке. Древние верили, что поедание печени смелого врага придаст смелости; они пили кровь врага в надежде получить его жизненную силу и т.д. Если такое происходит после поедания обычных смертных, то каким же сильным и могучим станешь, съев самого бога. И ели. Правда, символически.

В Индии, например, роль бога-жертвы выполняли фигурки из вареного риса в виде усеченного конуса. Этим конусам делали подношения, им кланялись, приносили жертву, падали перед ними на колени, как перед богами, а потом съедали.

Южная Америка. Ацтеки из маиса с медом лепили статуи своих божков, некоторое время кланялись им, проделывали ряд церемоний, после чего причащались. Перед тем как съесть своего маисового бога, его "убивали" - пронзали грудь хлебной статуи копьем.

Культ восточного бога Митры, который учил: «Кто ест мою плоть и пьет мою кровь, остается во мне, и я остаюсь в нем», был весьма популярен даже в Римской империи в среде простолюдинов.

Миропомазание (от слова "миро"). Этот обряд представляет собой давно известный этнографам ритуал жиропомазания, при котором человека слегка, чисто символически мажут растительным или животным жиром.

Практически то же самое представляет собой и ритуал елеосвящения (от слова "елей", то есть растительное масло). Елеосвящение отличается от миропомазания только сортом жира да еще тем, что елеем мажут больных и немощных, а маслом миро - здоровых.

Дело в том, что с самых древних времен существовало верование, что жир является вместилищем души, и употребление жира может придать сил. Арабы в Восточной Африке мазались львиным жиром, монголы - курдючным салом, северные дикари - тюленьим жиром. А на Андоманских островах при посвящении юношей в мужчины их обливали растопленным свиным салом. Сохранился ритуал жиропомазания и у буддистов, перейдя к ним от более примитивных религиозных форм. Буддисты имеют обыкновение обливать растительным маслом статуэтку Будды.

Реальной подосновой этих древних ритуалов жиропомазания были лечебные процедуры, нащупанные эмпирически и позже украшенные мифической мишурой. То же самое произошло и с ритуалом исповеди. Последняя есть не что иное, как чистая психотерапия, то есть проговаривание проблем.

Христиане считают исповедь чисто христианской придумкой. Однако ритуал признания в собственных грехах для внутреннего облегчения существовал у многих народностей. Отголоски этого ритуала встречаются и в сказках народов мира, когда главный герой роет в лесу яму и выкрикивает в нее то, что больше не может держать в себе. Слово древние наделяли мистической силой, полагая, что могут посредством слов перевести свои грехи на какой-то предмет или, громко выкрикнув, попросту избавиться от них. Отсюда и христианская исповедь.

Древние евреи избавлялись от грехов таким образом. Раз в год члены племени собирались вместе, племенной шаман накладывал руки на черного козла, перечисляя грехи каждого человека в племени. После чего козла отпускали. Отсюда пошло выражение «козел отпущения». Описание этого обряда приводится в Ветхом завете. Некоторые народы использовали для этих целей собак и быков.

Следующим ритуалом является брачный обряд. В христианском обряде венчания ведь нет ничего, что не существовало бы в языческих религиях. И обручальные кольца, и венки, и свадебные дары - все это присутствовало в брачной магии даже самых примитивных народов и служило целям повышения плодовитости.

Еще один ритуал, существующий в христианстве - рукоположение. Во время этого обряда архиерей при назначении на важный пост другого попа кладет тому на голову свои руки, и таким образом является как бы передающей антенной, транслирующей подчиненному божественную благодать. Считается, что без этого подчиненный не может занимать данную должность. Так у христиан происходит посвящение в духовный сан. Точно так же передавались волшебные свойства в дохристианских религиях. У иудеев, от которых это перешло христианам. У поклонников бога Митры, от которых это перешло иудеям.

От иудеев христиане переняли и Пасху, приписав ей иной смысл. Позже, когда христианство стало господствующей религией, оно начало заимствовать языческие праздники и обычаи уже целенаправленно. Скажем, славяне даже после официального принятия христианства по-прежнему почитали бога - покровителя скота Велеса. И церковь никак не могла их от этого отучить. Поэтому культ Велеса постепенно подменили культом похожего по звучанию греческого святого Власия. Формальности были соблюдены, но канва крестьянского праздника все равно осталась языческой - старший в семье мужчина на празднике наряжался в вывернутую козлиную шкуру. В дохристианские времена так делал жрец Велеса.

Подобным образом христианская церковь поступила с днем Спаса Коляды, Ивана Купалы и со знаменитой Масленицей. С Масленицей церковь боролась долго и ожесточенно в течение нескольких столетий. А потом плюнула, приурочила к карнавальной языческой Масленице свою Сырную седмицу и до сих пор спокойно наблюдает, как христиане пекут на Масленицу блины - образ языческого бога солнца Ярилы, а потом поедают этого бога.

Язычники очень любили праздновать дни зимнего и летнего солнцестояния, и церкви пришлось к одному из этих дней приурочить день рождения Иисуса Христа, а к другому - день памяти святого великомученика Феодора. Днем рождения Христа 25 декабря было назначено только в 4 веке, чтобы вытеснить из сознания подданных Римской империи праздник рождения Митры, которого в империи весьма почитали, а до 4 века христиане дня рождения Иисуса не знали и не праздновали, т.к. по иудейскому вероучению рождение человека - "начало скорбей и болей". После того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы, под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование Рождества Христова.

Был у языческих жителей северной и восточной Европы такой праздник - день кукушки, во время которого они обменивались крашенными в красный и желтый цвет яйцами. Праздновали его летом. Церкви удалось сместить праздник на весну, приурочив к Пасхе, а яйца остались.

А сколько нервов попортил попам языческий праздник Ивана Купалы. В 16 веке игумен Спасо-Елизаровского монастыря Памфил писал: "Зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... стучат бубны и глас сопелий, и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание".

Боролись-боролись попы с народом, снова плюнули и успокоились на том, что заявили, будто празднует народ в сей день не Ивана Купалу, а день Иоанна Крестителя.

С обычаями вообще бороться очень трудно. Потому что ломать традиции - это все равно что бороться со стихией. Поэтому легче опираться на них. Что церковь, в конце концов, и сделала.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное