Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Христианство и его сходство с другими религиями
Единобожие

Быть может, евреи хотя бы придумали единобожие? Опять нет. Во-первых, Ветхий Завет полон упоминаний богов, а не бога. А во-вторых, идея единого бога была прекрасно знакома человечеству задолго до евреев. Так, некоторые древневавилонские псалмы прямо провозглашают, что есть на небе единый великий бог: "Отец, созидатель всего, взирающий на все живое… Владыка, выносящий решения на небе и на земле, который держит в руках огонь и воду, управляет живыми существами... В небесах кто велик? Ты один велик!" Это провозглашается за 500 лет до еврейского единобожия.

У славян также был единый бог по имени Род. От него, кстати, пошли слова природа, т.е. созданный им мир, и народ, т.е. созданные им люди. В заповедях Перуна и Сварога имеются упоминания о едином Боге-Творце.

О том же говорит и египетская Книга Мертвых, найденная в гробницах фараонов: "Ты един еси, Господи, от начала времен. Наследник бессмертия. Несотворенный, Саморожденный; Ты создал Землю и сотворил людей". Книга Мертвых датируется третьим тысячелетием до нашей эры, т.е. она написана за 2000 лет до библейских заветов. Возможно, идею единого Бога евреи позаимствовали у египтян во времена Эхнатона - фараона, проводившего в Египте масштабную религиозную реформу. Эхнатон стремился заменить всех египетских богов неким более абстрактным и единым божеством.

Так что в изобретении единобожия евреи первыми не были. Напротив, в иудейских заветах постоянно мелькает самое неприкрытое многобожие: "Кто равен Тебе среди богов?".

Древние евреи вовсе не были единобожниками. Напротив, они спокойно верили во многих богов. А все их единобожие состояло в том, что своего племенного бога они просто считали самым сильным по сравнению с богами других народов. Библия - это история конкуренции еврейского бога с прочими богами. Точнее говоря, история конкуренции одних жрецов с другими.

А вообще, все разговоры о монотеизме и язычестве вообще не имеют особого смысла, поскольку разница между единобожием и многобожием достаточно условна.

В одной из библейских книг праведник, спустившись с горы, сообщает своим соплеменникам, что беседовал с богом. "А с каким богом? - задают вопрос соплеменники. - Как его имя?"

Вопрос логичен только в том случае, если евреи полагают, что богов много, и хотят уточнить, с каким именно велась беседа. А если евреи единобожники, то неужели они не знают, с каким богом он общался? Да и зачем имя единому богу?

Имя необходимо для того, чтобы выделять один объект из ряда аналогичных ему. То же самое касается и божьей личности: если Бог - личность, это означает, что он не один. Потому что личность - это то, что отличает один субъект от множества схожих с ним. Личность формируется в общении с себе подобными. И если бог один, как личность он просто не существует.

Сколько же богов существовало в те далекие времена в представлении древних скотоводов? И как звали самого правильного и могучего - того, который покровительствовал евреям?

На этот вопрос Библия дает нам два ответа. В одних местах Библия говорит своим читателям, что собственное имя создателя Яхве, в других его зовут Элохим.

После Первой мировой войны начались раскопки древнего финикийского города Угарит, которые подтвердили то, что ученые к тому времени уже знали - множественные совпадения финикийской мифологии с библейской. Были найдены финикийские мифы - более древние, нежели еврейские. В них неоднократно упоминается бог Эл, ставший у евреев Элоахом. Он же упоминается и в Библии, но во множественном числе - элохим.

Любопытный момент. Исламское слово "аллах" есть не что иное, как слегка искаженное древнееврейское "элоах". А мусульманский запрет изображать животных и людей также пришел в ислам от евреев. Также как обрезание и нелюбовь к свинине. А теперь они враги - евреи и арабы.

 

Небесная иерархия

Так же как психология богов копирует психологию современных им людей, так и представление о "небесной канцелярии" в религии точно копирует земную государственную иерархию: один большой начальник, а под ним - множество мелких начальников, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который трудится по линии винопроизводства. Все боги святы, обладают огромной властью и умеют совершать чудеса. Но начальник у них все равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но лучше действовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и покровительствует путешественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.

Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм. Только слегка модифицировал. В христианстве есть главный бог, а есть его заместители и помощники по разным вопросам - ангелы и святые. Любой святой - тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой морякам. То и дело появляются новые святые, отвечающие за новые, современные направления. Например, есть покровитель радиосвязи, ракетчиков, программистов. Можно апеллировать к главному богу, но лучше направить молитвенный запрос тому, кто специализируется на решении вопроса.

По некоторым данным, существует 5120 католических святых - экспертов по разным вопросам, включая боли в животе, помощь жертвам нападений, потерю аппетита, продажу оружия, кузнечное дело, переломы костей, изготовление бомб, нарушения работы кишечника - и все это только до буквы В латинского алфавита.

Не всегда было так. В первые 3 века христиане отвергали поклонение каким-либо материальным предметам. У них был один бог - Иисус, а все остальное - земной прах. Как можно поклоняться каким-то доскам, краскам, идолам или мощам - кускам мертвых и засушенных соплеменников, если над тобою есть вечно живой Иисус?

Но потом ситуация стала меняться. Во время гонений на христиан у них начали появляться свои герои (то есть мученики) и места их захоронений. Стали возникать вопросы: надо ли почитать непреклонных борцов, отдавших жизнь за веру или все же только Христа?

Постепенно человеческая психология брала верх над идеологическими построениями. С середины 3 века христиане начали посещать могилы апостолов Петра и Павла. Поначалу это носило характер гражданской памяти, но довольно быстро перешло в поклонение: на могилах мучеников стали молиться и обращаться к мертвым с просьбами.

Совершенно естественное поведение для язычника, которое приводит к обожествлению предмета или человека. Христианские идеологи уловили эту опасную тенденцию. Афанасий Великий и Антоний Египетский публично осуждали подобное поведение. А чтобы у темной массы прихожан не оставалось даже предметов для слепого поклонения, они велели замуровывать в стены храмов все сохранившиеся мощи мучеников. В Писании сказано: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус", а еще: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Однако борьба с оязычиванием к успеху не привела, несмотря па авторитет Писания. Язычество победило христианство.

К 4 веку процессии христиан потянулись к местам захоронений апостолов и заслуженных деятелей церкви. Там они делали то, что делают все язычники у своих святынь - молились и просили. Их уже никто не осуждал.

В 5 веке римский папа Григорий официально заявил, что святые мощи помогают при лечении одержимости. А в 8 веке Вселенский собор официально утвердил решение о том, что новая церковь может быть построена, только если в ее основание положены святые мощи. Это была полная смысловая инверсия прежних решений. Если раньше в стены храмов мощи прятали от фанатиков, теперь ими освящали сам храм. Причем в принудительном порядке. Отныне мощи должны быть в каждой церкви.

Кстати, замуровывать человеческие останки в стены - это чисто языческий обычай. Именно язычники сначала приносили в жертву богам человека, а потом замуровывали труп в кладку новой крепости или строения.

Таким образом, мощи официально обрели статус священных предметов, сравнявшись по святости почти с самим Богом: они наделялась волшебными силами и способностью творить чудеса.

После культа святых мощей церковные власти стали вводить культ изображения святых. Поначалу это было сделано только для того, чтобы помочь язычникам приспособиться к христианству. Те привыкли к антропоморфным богам и мифологическим героям, а тут видели перед собой на иконе нечто похожее, просто называлось это по-другому: святой.

Церковные иерархи думали обхитрить массы такими подменами. Но массы обхитрили их - язычники, войдя в христианство, оязычили его собой. Они стали поклоняться нарисованным доскам, как раньше поклонялись своим деревянным идолам. Перед досками становились на колени, ставили перед ними светильники и приносили им жертвы: воскуряли возле изображений ладан. То есть вели себя один в один как в языческих храмах.

Именно тогда и произошла специализация христианских святых по типу языческих божеств. Обращаться к Богу теперь стало можно не только непосредственно, но и через заместителей - святых. Новоявленные святые придумывались буквально сходу для замещения привычных прихожанам языческих праздников.

Доходило до смешного. В Римской империи праздновали Новый год 7 марта по нынешнему календарю. При этом люди поздравляли друг друга: "Желаю постоянного счастья!" На латыни это звучало: "Перпетуум фелицитателем!" И что же? На 7 марта церковники назначили праздник двух святых - Пернетуи и Фелицитаты.

Во времена Эпохи Просвещения прогрессивные мыслители стали упрекать церковь в этих вымыслах и требовали признаться в подлоге. Католическая церковь отмалчивалась несколько столетий. И только в шестидесятых годах прошлого века покаялась в грехах. Церковь извинилась за инквизицию, за преследование просвещения и за фальсификацию святых. Был оглашен полный список "левых" святых, в числе которых оказались такие, как Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Великомученица Варвара и другие. Католики признали подлог.

Православные тоже провели такю "чистку". В 2013 году статуса святых были лишены 36 человек. А ведь в их честь уже построены храмы, названы дети, а церковь получила со всего этого неплохой доход.

Впрочем, это отнюдь не первая и не единственная подобная история, когда вложения в церковную святость оказывалось пересмотренным. Крупномасштабное "поражение в правах" русских святых состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 годов, созванного царем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов. Как писал историк А. В. Карташев: "Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее".

А в новом церковном Уставе 1682 исчезли памятные дни, связанные с 21 русским святым.

Были и другие, менее масштабные, случаи пересмотра и лишения титула "святости".

 

Троица и небесная семья

Христианская Троица тоже является не чем иным, как языческим рудиментом.

На протяжении первых столетий христианства никакой Троицы не было. Ее придумали позднее и утвердили на очередном соборе.

Троица - это разделение одного Бога "на троих", как говорят в народе. Бог, оказывается, на самом деле не один, он состоит из трех вполне самостоятельных сущностей - Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого.

Нигде в Библии ничего ни про какую Троицу не написано. Более того, Бог старательно убеждал евреев верить только в него - одного-единственного. И сильно ревновал, когда евреи делали попытки помолиться другому богу.

Христианство отпочковалось от иудаизма. И потому ранние христиане целиком разделяли мнение иудеев о главенстве и единственности "истинного" бога, полагая всех остальных богов "неправильными". Впрочем, такая же ситуация вырисовывается по сей день. Попробуйте сказать какому-нибудь верующему, что его бог неправильный, и что верить надо в другого бога. Много всего в ответ услышите. При этом совершенно неважно, в какого именно бога (Христа, Аллаха или кого другого) он верит. Позиция однозначная: моя вера и мой бог – правильные, все остальное – от лукавого.

Так было до середины второго столетия нашей эры. Потом христианская религия начала идеологически отдаляться от иудаизма и завоевывать жизненное пространство, выходя на другие территории. Завоевывая территории язычников, христианство постепенно впитывало в себя их веру. Иначе и быть не могло. Только использование привычных символов и образцов позволило новой религии захватить жизненное пространство.

Сначала Иисус никаким богом не был. Да, он называл себя сыном божьим. Но это было обычным риторическим оборотом, так тогда говорили о себе все иудеи. Да и сам Иисус в Нагорной проповеди называл соотечественников сынами божьими. Сам себя он считал пророком, мессией.

Но потом христиане стали поклоняться ему как настоящему богу. А когда иудаизм и христианство окончательно разошлись, христианство, распространяясь в массы, стало разменивать качество на количество, шло на уступки массовому сознанию. А Троица для масс язычников была явлением вполне знакомым! Троица ведущих богов существовала в египетской мифологии (Осирис - бог-отец, Изида - богиня-мать, Гор - бог-сын), в вавилонской (Анну, Энлиль, Эа), а также в греческой, римской, индийской, сирийской, древнефиникийской и других мифологиях.

Более того, египетские жрецы учили: "Бог един в своей сущности, но не един в своем воплощении". Как это похоже на христианское "Бог един, но имеет три ипостаси".

Если «небесная канцелярия» - отражение земной государственной иерархии, а психотип богов - отражение человеческого психотипа, то небесная семейная троица - отражение семейной ячейки. Люди переносили на небо земные реалии.

Когда-то один из иудейских религиозных теоретиков, Филон Александрийский, живший в греческом городе Александрии, первым попытался в своих трудах «вывести иудаизм на международную арену», для чего постарался совместить библейские верования с греческим платонизмом.

Компилируя разные мифологии, он придумал следующее. Вся греческая мудрость Платона, Пифагора и Зенона, оказывается, была выражена в Моисеевом Пятикнижии. Библейский бог, по Филону, есть потусторонний и принципиально непознаваемый Творец всего сущего, Отец этого мира. Совместно с некоей Софией - матерью всего сущего - Бог-Отец порождает Бога-Сына. Это уже взято из египетской мифологии. Филон долгое время жил в Египте с его культом семейства Осириса.

Позже отделяющиеся христиане с восторгом приняли разработки Филона. Не зря же многие исследователи именно его называют «отцом христианского вероучения». Первые христианские писатели, такие как, например, Иоанн, автор одного из Евангелий, начали вставлять в свои произведения идеи Филона. Поэтому у Иоанна Христос уже почти возносится до ранга бога.

Первым христианам-неевреям было легче принять идею о том, что Иисус был богом, а не пророком, поскольку они, вчерашние язычники, привыкли к разным богам. Ну, появился еще один. Римский писатель Плиний Младший в 1 веке так описывал моления первых христиан: "Молились Иисусу Христу как богу". А вот христиане еврейского происхождения, то есть стоявшие ближе к истокам, даже в 3 столетии еще не возводили Иисуса в ранг бога.

Период согласования догматов продолжался до 4 столетия, когда христианство стало государственной религией в Римской империи. Тогда Христос стал почти таким же полноценным богом, как его Бог-Отец. Но ни о какой троице речь пока не шла. И только собравшийся в 325 году Вселенский собор в городе Никея окончательно утвердил Троицу.

Никейский собор стал ареной борьбы двух партий, стоявших на разных позициях. Одну из этих группировок следовало объявить оппортунистической и уничтожить. Известная история внутрипартийной борьбы.

Оппортунистическая группировка (так называемые ариане под предводительством Ария Александрийского) была по своим взглядам близка к первохристианам и самому Христу, который себя богом не считал. Ариане говорили, что Иисус - просто сын божий. Их противники полагали, что Иисус - все же бог, как и его отец. Получалось уже два бога как минимум. С этим надо было разобраться.

В Никею съехались епископы со всей империи. Присутствовали даже те, кто застал времена гонений на христиан.

На соборе вторая группировка решительно осудила первую (ариан), а Иисуса назначила полноценным богом. В дальнейшем по приказу императора Константина все книги Ария были сожжены. Теперь надо было как-то закрыть вопрос с двоебожием, который противоречил догмату о единобожии.

Положение было трудным, ибо постановление собора первым пунктом провозглашало, что христиане веруют "Во единого Бога - Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого". А вторым пунктом: "И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна".

На втором Вселенском соборе было внесено уточнение - к Богу-Отцу и Богу-Сыну добавился еще некий Дух Святой: верую "в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога-Отца исходящего".

Получилась та же семейная троица, что была у язычников, только вместо богини-матери возник таинственный Дух Святой. Несмотря на привлечение огромных умственных сил, вопрос о том, как совместить однобожие с двумя Богами и Духом Святым, который есть не-пойми-что, завис примерно на 150 лет. И только в 6 столетии был сформулирован и утвердился тезис о том, что Бог на самом и не один. Просто он один в трех лицах. Провозглашается, что понять сей тезис принципиально невозможно, и в него надо просто верить.

Возможен и другой вариант. В Древнем Египте было достаточно полно разработано учение о Духе, особой субстанции, существовавшей вне бренного тела. Называли ее “Баа” или “Каа”.

Но оставался другой вопрос. Нужно было соотнести полученную Троицу и Святое Писание, в котором ни о какой Троице ничего не говорилось.

Этот вопрос был решен легко и непринужденно: Библию просто подправили.

Церковные «редакторы» вписали в пару мест фразу: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино". Сначала ее вписали в послание апостола Павла, потом оттуда убрали и вставили в Петра, а затем окончательно утвердили редакцию, в которой вставка о Троице находится и поныне - в послании Иоанна.

В 16 веке, когда было изобретено книгопечатание, Эразм Роттердамский издал Новый Завет без этих слов, поскольку в многочисленных первоисточниках их не было. Но на него надавила церковь, и в третье издание эти слова Эразму пришлось вставить.

Однако устранить все противоречия не удалось. В Библии Иисус говорит: "Отец Мой больше Меня" и "Отец Мой больше всех". Современные христиане утверждают не просто равенство Отца и Сына, но и объединяют их в одну личность, чтобы формально сохранить принцип единобожия. То есть приравняли 3 к 1. В физике подобный прием называется перенормировкой и свидетельствует только об одном - теория не до конца проработана.

Христиане верят, что Отец, создавший Вселенную, есть не просто безликий закон природы, но личность, имеющая свои интересы и пристрастия, то есть обладающая недостатками, ведь именно недостаток чего-то заставляет личность этого хотеть, к этому стремиться, чтобы дефицит восполнить. Но ведь и Иисус был личностью. Таким образом, мы имеем две самостоятельные личности со своими недостатками.

И эти две личности христиане объединили в одну, чтобы формально соблюсти принцип единобожия. И склеили Духом Святым.

А что же такое Дух Святой? На этот вопрос теоретики нам ответа не дают. Одни из них утверждают, что Дух Святой есть некая сила, которая исходит от Бога. Причем католики считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, а православные полагают, что только от Отца.

Но когда православные вступают в спор об этом с католиками, они совершенно забывают, что спорить-то не о чем, поскольку и те, и другие все равно объединили Бога-Отца и Бога-Сына в Единого Бога.

Физическая сущность этого самого Духа в Библии совершенно не проясняется.

Один из президентов США, Томас Джефферсон, заявлял: "Бессмысленные высказывания нужно высмеивать. Прежде чем за дело может взяться ум, мысль необходимо четко сформулировать; но ни у кого никогда не было четкого определения Троицы. Это просто абракадабра шарлатанов, именующих себя священниками Иисусовыми".

А нам из всего этого нужно уяснить одну простую вещь: троица - проекция земной семьи на небо. Позаимствованная из мифологии языческих народов.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное