В современном обществе очень часто встречается утверждение, что каждая личность является «бесценной индивидуальностью». Идея бесценности личности раздута до религиозных размеров, и представляется как неоспоримый постулат. Но никто не утруждает себя обоснованными доказательствами этого утверждения. В доказательство приводятся только эмоции и ссылки на религиозные догмы о существовании души.
Но чем так ценна «индивидуальность»? Что такое индивидуальность с социальной точки зрения. Индивидуальность в социуме – это частичное и искаженное отражение окружающего мира. Человечество накопило знания, культуру и технологии, и каждый человек несет в себе частичку этих знаний и культуры. Но эта частичка не является эксклюзивной. Те же знания отражены во множестве других людей. И когда счет людей идет на миллиарды, ценность такого носителя информации стремиться к нулю. Одни люди несут в себе больше знаний другие меньше. Информационно-культурная ценность у всех разная, но она не бесценна, она вполне заменима знаниями других людей. Наиболее ценны те личности, которые могут создавать новые мысли, понятия, знания и технологии. Но они тоже заменимы, поскольку все новые знания создаются всем обществом, и часто бывает, когда изобретения и открытия делаются одновременно совершенно независимыми группами людей.
Социальную ценность личности можно определить, ответив на такой вопрос: До какого уровня человек может восстановить цивилизацию, если его перенести во времена каменного века? Представим, что человека можно перенести во времени в каменный век, и местное население будет слушаться его как бога. До какого уровня он сможет поднять их цивилизацию? Большинство людей практически не смогут ничего дать древним людям. А если попадут в условия, когда их не приму за богов, то попадут на самый низкий уровень иерархии общества. Такова реальная стоимость «бесценной индивидуальности».
Может жизнь каждого бесценна как биологический объект? Каждый человек (кроме близнецов) несет в себе индивидуальный геном. Но что он может один? Если отправить человека на необитаемый остров, то он не даст продолжения человеческого рода. В одиночку его биологическая ценность равна нулю. Ценность появится тогда, когда индивидуальный геном будет участвовать в продолжении жизни популяции. Если популяция небольшая, то каждый геном очень важен для нее. Но наша популяция насчитывает более семи миллиардов особей со всевозможными вариантами генома. Потеря одного варианта никак не скажется на процветании популяции и ничего не изменит. Биологическая ценность при таком размере популяции тоже стремится к нулю.
Рассмотрим вариант с религиозными фантазиями о душе. Если принять за истину, что человек имеет бессмертную душу, то жизнь его совершенно не важна, поскольку душа бессмертна, и нельзя разрушить его индивидуальность. Говорить о необходимости защиты и сохранения не разрушаемой субстанции не имеет смысла.
Зачем же навязывается миф о бесценности индивидуальности? Во-первых, этот миф греет душу серых посредственностей, и повышает их чувство собственной важности. Один раз услышав его, они становятся носителями и распространителями этого мифа. Во-вторых, приняв за истину, что самая ценность из ценностей это его примитивная индивидуальность, человек получает в нагрузку дополнительный страх потерять эту «ценность». Теперь им легко управлять через этот страх. Теперь, ради этой «ценности» человек пойдет на всё. Он предаст друзей и родных, предаст свою страну, у него легко отобрать кошелек (он даже не попытается дать отпор). Его легко заставить сделать что угодно, угрожая его «ценности». Такие люди не будут объединяться перед опасностью, чтобы защищать друг друга. Каждый из них будет думать о своей «индивидуальной ценности». Таких людей легко сделать рабами, поскольку никто из них не готов отдать жизнь за свою свободу. Пропаганда культа «индивидуальной ценности» ставит перед собой цель – разобщить людей, сделать их трусливыми и послушными рабами.
Чтобы не стать рабом, нужно понять, что ценности вокруг вас. Это люди окружающие вас, взаимоотношения с ними, способность людей объединяться и помогать друг другу. Способность людей вместе идти к одной цели, преодолевая трудности.