[Razgovory] Кружок умелые руки - заплатка на кастрюле снова в моде у тех, кто хо
Кружок умелые руки - заплатка на кастрюле снова в моде у тех, кто хочет
продлить историю вещей
Бога нет, наука сможет все, а компьютеров человек должен бояться - это
тезисы интервью Стивена Хокинга испанской газете "Эль-Паис". Всемирно
известный физик
на этот раз пытается предупредить человечество - прогресс идет семимильными
шагами, все уповают на высшие силы, которые следят за тем, что человечество
с собой делает, и надеются, что до последней черты не дойдет. Но, уверяет
ученый, это - самообман. Человек совершенствует компьютер, который скоро
станет
самостоятельным и поймет, чего он сам хочет. И окажется, что хочет он того
же, что и человек - быть хозяином планеты. А людей с нее просто выселят в
лучшем
случае.
И мало кто задумывается о том, что компьютеры уже умеют следить за своими
хозяевами, смартфоны уже могут делиться персональными данными. Те, кто
по-настоящему
любит хранить секреты, за большие деньги готовы выкупать компьютеры с
программами старого образца, выпущенными тогда, когда машины еще не были
такими любопытными
и самостоятельными. Ремонтируют их, увеличивают мощность - и чувствуют себя
в безопасности.
Так, на раз-два, говорит, и починил плиту, которую принес с улицы. Кто-то
выбросил. Свою прежнюю сдал в металлолом - ремонту не подлежала. В доме
работает
все, что было сломано, и поэтому оказывалось в мусорном контейнере. Дрель
тоже получила вторую жизнь, причем пришлось перепаять только провод. Из
бытовой
техники в доме Евгения Завьялова то, что куплено в магазине, пожалуй, только
микроволновка. Все остальное подобрал и починил. Конечно, это крайности. Но
все популярней становится сама идея чинить - нельзя выбрасывать, словно
вызов обществу потребления, в котором ремонтировать не принято.
"Меня поражает, как люди выкидывают сломанные вещи так быстро и даже не
утруждаются починкой. Это становится нормой, когда что-то ломается думать:
"О, мне
нужна другая". Но многие просто не знают, как чинить, у них нет
инструментов, нет времени. В большинстве случаев проще купить новую вещь. Но
думаю, люди
все еще чувствуют, что это ненормальная ситуация", - говорит автор концепции
"Кафе ремонта" Мартин Постам.
Мартин Постам говорит - хотела что-то изменить. Так у нее и появилась идея -
"Кафе ремонта". Смысл в том, что в определенные день в арендованном кафе
собираются
те, кто умеют чинить, и помогают тем, кто хочет отремонтировать свою вещь.
Все бесплатно. Кофе-чай, паяльники, отвертки... Разговоры, конечно, о
ремонте.
Организаторы говорят: большинство из тех, кто умеет ремонтировать и вообще
не боится открыть и заглянуть внутрь, - люди старшего поколения. Ведь раньше
к вещам было совершенно иное отношение. Да и сами вещи были куда надежнее,
рассчитанные на длительное использование. Порой, даже не одним поколением.
И вот, похоже, идея давать вторую жизнь вещам сама обретает вторую жизнь.
"Первое "кафе ремонта" открылось в октябре 2009-го, почти 6 лет назад. Это
обернулось большим успехом, много людей пришло, приносили сломанные вещи,
чинили
их, говорили о ремонте. Я решила, что нужно дальше распространять эту идею,
чтобы больше людей могло бы насладиться починкой в своем районе", -
рассказывает
автор концепции "Кафе ремонта" Мартин Постам.
Насладиться починкой - это, кажется, становится трендом. Амстердам, Берлин,
Париж, Лондон, Нью-Йорк... На сегодняшний день работает 830 таких кафе
ремонта
в 18 странах.
В России таких кафе пока нет. Евгений Завьялов из Челябинска улыбается:
ничего страшного, мы и сами с руками. Говорит: чинит для души. Нравится. В
свободное
время осваивает ремонт все более и более сложной техники. В Интернете есть
немало тематических сообществ - схемы, советы, как найти и исправить
поломку.
"Знакомые, друзья приносят починить что-то. Люди постоянно выкидывают из-за
мелочи, которую можно элементарно... Припаяв проводок, болтик прикрутив,
вещь
обретет вторую жизнь", - говорит Евгений Завьялов.
"Есть такой волнообразный интерес ухода от общества потребления. И есть
ощущение, что сейчас начнется или уже началась волна такого интереса.
Связано и
с усталостью эмоциональной, и социально-экономическими причинами, которые
тоже сейчас более резко проявляются", - поясняет научный сотрудник
Социологического
института РАН Анна Яковлева.
В этих условиях производителям приходится бороться. Товары делаются таким
образом, чтобы выходили из строя чаще. Есть даже термин "планированное
старение"
- срок службы ограничен. А отремонтировать или слишком сложно - не
выпускают комплектующие, или стоил бы он слишком дорого. Есть еще понятие
"блочный
ремонт" - когда в фирменном сервисе предлагают поменять сразу блок, хотя в
нем перегорела одна микросхема. Часто получается так, что новый, скажем,
телевизор
обойдется чуть ли не дешевле. И, конечно, эта мысль сама придет -
отправиться в магазин.
Девиз общества потребления: "Тележка не должна быть пустой!" Поэтому
человеку постоянно предлагают что-нибудь купить. Чаще новинку. К примеру,
смартфон.
Уверяют: он лучше прежнего. И как это знакомо: новинку кажется только-только
освоил, привык, а телефон или начал подвисать, или вовсе сломался.
Производители
говорят - его время истекло, он старый. Но вот появилась уже новая модель -
конечно, лучше прежней и ее необходимо купить.
"Все эти акции, что выходит новинка, это больше маркетинговые ходы. Потому
что, как правило, ничего капитально нового из смартфона в смартфон не
выходит,
это вариации старого. Тем не менее, для того, чтобы продавать, маркетологи
работают и работают над программами, как выход новой продукции, расширение
ассортиментной
линейки. Это всегда очень выигрышно смотрится на рынке", - отмечает Ольга
Тимофеичева, исполнительный директор маркетинговой компании.
От сложного к простому. Андрей Будилов говорит - все эти смартфоны, когда в
одном и телефон, и фотоаппарат, и планшет, просто не выдерживают. В первую
очередь
батареи. Причем подводят в самый неподходящий момент. Поэтому, когда
смартфон сломался, купил что попроще.
"Сейчас я использую телефон кнопочный, старый для сообщений и для звонков.
Мне этого достаточно, тем более он держит аккумулятор до 3-4 дней", -
говорит
Андрей Будилов.
Отказ от престижных новинок в пользу практичных. Отказ от брендовых, но не
всегда нужных вещей. Конечно, говорить о трансформации общества потребления
преждевременно,
но это тенденция - все больше людей, отходят от навязанной схемы "купил -
использовал - выбросил". После нахлынувшей волны изобилия товаров, которая в
последние десятилетия захлестнула общество, оно словно постепенно приходит в
себя.
"Чем здоровее психически человек, тем у него внутреннее содержание меньше
связано с внешними обстоятельствами.. Чем инфантильнее общество, тем для
него
важнее новые вещи, престижные вещи. Но общество взрослеет, и человек
начинает поворачиваться к себе: кто я, для чего живу. И это тоже тренд
современного
общества - люди начинают поворачиваться к себе. Сохраняют то, что было
куплено, то, чем можно еще пользоваться, тем, к чему привык", - говорит
психолог
Мария Рудакова.
Конечно, для производителей отказ от покупки новых товаров недопустимо.
Излишки на складах, падение объема производства, падение выручки, сокращение
рабочих
мест... Там и до разорения недалеко. Поэтому борьба разворачивается за
каждого клиента. Программы лояльности: купи одну вещь - получи скидку на
покупку
второй, а там и третью предложат - конечно, новинку. Клиента надо держать.
Да так, чтобы о ремонте он и не думал. Социологи говорят: то, что в обществе
потребления начинаются изменения, - нормальный процесс. Ведь идет не
бессмысленный отказ от товаров, а отказ от бессмысленных товаров. Происходит
закономерное
формирование культуры потребления.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/293465
С уважением, Эдуард Фурников