Проповедь как выражение духовных истин может приобретать
разные формы. И, хотя в истории встречаются все её виды, самый распространенный
из них — это устная речь.
Как видно из лингвистического анализа, с помощью слова
«проповедь» в русском языке стали обозначаться разные формы речи. Это могло
произойти по двум причинам. Первая — решающую роль при переводе имело
содержание речи, а не её внешняя форма. И вторая причина — то, что в русском
языке понятие «проповедь» оказалось не достаточно проработанным. Поэтому при
переводе на русский язык, в нём не нашлось нужное количество терминов для
обозначения всего многообразия видов проповедничества представленных в
греческом языке. Таким образом, русское слово «проповедь» — мультисмысловое. В
широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и
сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и
всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная
функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и
достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым
ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем, кому и как говорит
проповедник свою речь.
Цель произнесения
речи
По степени воздействия на слушателя можно выделить три
основных вида речей: информация, агитация и манипуляция. С помощью слова
«проповедь» в русском языке обозначается и информационная речь, и агитационная,
и манипуляционная. Среди проповеднических речей, носящих информационный
характер выделяются три типа: сообщение, пророчество и поучение.
Проповедь-сообщение
Цель информационной речи — помочь познать что-то и усвоить,
или сообщить о чем-то необходимом для человека. Задача проповедника-информатора
— найти и пробудить в слушателе скрытые, дремлющие интересы, которые вытекают
из стремления человека к познанию. Первый тип проповеди, часто встречающийся в
Библии — это проповедь-сообщение (весть). Она появляется в книгах Ветхого
завета и остается в употреблении в Новом. Такая проповедь по своей форме сходна
с рекламой. Различие их в том, что реклама ставит своей целью презентовать
кому-то информацию об объектах и событиях, принадлежащих к области материальной
культуры, а проповедник «рекламирует» продукты духовной культуры. Здесь можно
выделить два типа речей — пророческие и учительные. Между собой эти два вида
проповеди различаются «авторством» послания. Пророк всегда говорит от другого
лица, а учитель, как правило, делится своими знаниями и опытом.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.