Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересная Россия в Лицах. Жанр - интервью.За 3 года - к миллионным оборотам в своем деле


Беседа с Романом, 25-летним бизнесменом, открывшим свое дело и преуспевающим в нем  исключительно благодаря личному таланту и силе характера.  Он приехал в Москву 3 года назад, буквально пару месяцев проработал менеджером по продажам, затем начал свое дело по продаже кожаных изделий. На сегодняшний день он  - владелец фирмы ООО «Роял Кобра». В его фирме работает уже 60 человек.  Это команда единомышленников, и фирма стремительно развивается. Но этот путь был вовсе непрост. Роман обо всем расскажет честно. Его взгляд на вещи очень интересен. Итак, поехали!

Тебе рассказать, чем наша фирма занимается?

Да. Я была на сайте, мне он очень понравился, такой стильный и содержательный!

Рад, что понравился! У нас несколько сайтов. А занимаемся мы оборудованием для очистки сточных вод.  В каждом городе есть централизованная система канализации. В области же, в частном доме человеку некуда сливать свои стоки, и для реализации его потребности и есть мы -  мы занимаемся септиками и станциями биологической очистки.

Но у тебя же не сразу появился именно этот бизнес. Я знаю, что сначала ты занимался распространением изделий из настоящей кожи, поставляемым из Тайланда.  Вы тогда назывались «Роял Кобра».

Да, мы до сих пор ООО «Роял кобра». Мы функционируем под этим названием, просто мы деятельность сменили. Устав  и сферу полностью поменяли.  Теперь нам уже доверяют большие заказы. Недавно мы  заключили договор на установку станций в таунхаусном поселке, там 124 таунхауса. Это значительный объем работы. У нас оборудование уже заказано, пришлось специально делать его на производстве, послезавтра будет отгрузка.

Какой размах, а начиналось все с обычных изделий из кожи!

 Да, масштаб совершенно другой по сравнению с кошельками. Там я тоже по-всякому пробовал развиваться, но потом понял, что перерос. Масштаб бизнеса уже достиг своего максимума, дальше расти просто некуда было. Я под конец всего несколько часов в неделю работал, настолько все было отлажено в нашем-интернет магазине.  Работали по Москве, Санкт-Петербургу и даже выполняли заказы из других городов России, отправляли заказы почтой, курьерскими службами. У нас даже оффлайн магазин был, красивый такой, интересный. В принципе он работал нормально, но с точки зрения общей выгоды, я так посчитал, решил, что  в долгострой его не стоит вести.  Ну и куда расти?  Ниша была мелковата, мы выжали из нее все, что можно.

Что сейчас с тем бизнесом?

Я закрыл его вообще. Потому что началась уже неинтересная рутина.

Что  конкретно ты в том бизнесе делал, как строился процесс?

Я по сути ничего не делал там, реально работал несколько часов в неделю от силы. Вся система функционировала без меня, соответственно, моя задача была только контролировать.

А сейчас в новом бизнесе уже приходится гораздо больше работать,  организовывать.  Но даже здесь мы не сидим сутками. Я принципиально не хочу работать по выходным, я хочу работать с десяти до семи, и не хочу работать больше. Мы работаем по нормальному графику, мы не жадничаем, не пытаемся заработать всех денег, но это в конечном счете дает свою выгоду: ты относишься к работе более профессионально, накопил опыт, занимаясь различными видами деятельности, и именно этот опыт позволил сделать все уже на другом уровне.  Фирма сейчас нормально функционирует, у нас около шестидесяти человек работают,  масштаб совершенно другой относительно предыдущего бизнеса.

Ты всего за три года так вырос? 

Да. Я не сидел на месте. И это мы пока еще начинаем, а чего будет дальше! Вся эта деятельность, которой  мы сейчас занимаемся, она, я думаю, выведет нас в строительство, мы именно туда метим. Просто я понимаю, что все делается поэтапно, ты не можешь строить монолитные дома, не имея даже небольшого опыта в строительстве.

Здесь мы, как говорится, на кошках тренируемся.  У нас относительно большие объекты, и суммы не маленькие фигурируют.  Получаем опыт управления, бухгалтерии, понимания маркетинга, найма людей и прочего.

 Если  у тебя есть команда людей, смена сферы деятельности - это дело пяти секунд, также как мы делали с теми же кошельками, перевели деятельность в диаметрально противоположное  русло,  торговля и строительство – совершенно разные вещи.

Разные с точки зрения бизнеса?

Нет, с точки зрения организации бизнеса все те же самые процессы, как и везде:  поиски клиентов, заключение договоров, выполнение обязательств. Бизнес должен пройти несколько этапов, а дальше ты смотришь, какой этап у тебя отстает: если выполнение обязательств, ты думаешь, как это решить, если тебе не хватает клиентов – нужно побольше рекламы, или думаешь, как побюджетнее привлечь клиентов. Ты просто смотришь, играешься с показателями, с цифрами. Это интересно.

У тебя в команде ты один или у тебя есть партнеры?

Партнеров у меня нет.  У меня были партнеры в этой конкретной деятельности в том году, когда мы начинали дело.  Но ввиду того, что времени ни у кого не было и схему, по сути, собирал я один, мне стало невыгодно делить прибыль на троих, нет смысла. Поэтому я в этом году сделал все самостоятельно, но на совершенно другом уровне.

Какие ваши конкурентные преимущества?

 Мы сейчас являемся официальными дилерами самых крупных производителей, и мы единственная компания, которая работает на оба фронта, это наше огромное преимущество. Плюс важно то, что мы действительно относимся к делу профессионально. У нас, конечно, бывают какие-то накладки, но мы все переделываем и, в конечном счете, человек остается доволен.

Бывают, конечно, неадекватные клиенты, но в целом  для нашей сферы деятельности мы делаем все на  хорошем уровне.  У нас очень крутые специалисты, монтажники, которые, порой, чудеса творят.  Например, в том году у нас был объект, его делали шесть дней, в этом году у нас был такой же объект, монтажники его  сделали уже за день, закончили до шести вечера. Это показывает уровень их профессионализма.  

Это и на клиентах отображается:  когда мы делаем неделю и  в течение этого срока им приходится все работы контролировать, или когда все сделано профессионально за день. Многие люди даже не понимают, что им реально повезло со специалистами, думают, что так и должно быть. Но по факту это не так, и была проделана большая работа,  мы на это потратили много сил и нервов. И один из ключевых моментов в качественном выполнении работ – нанять правильных людей - это непросто. Я «на своей шкуре» прочувствовал, насколько от этого много зависит: стоит нанять дурака и потом об этом будешь сильно жалеть.

Но есть же испытательный срок!

По сути, в российских реалиях люди изначально, работая на испытательном сроке,  выполняют  работу в полном объеме, с полной ответственностью,  а это сразу влияет на  репутацию твоей фирмы.

Да, плюс тратит твое время на обучение нового сотрудника.

Да.  Мы сейчас, когда людей нанимаем, на каждую позицию   смотрим минимум пять или семь кандидатов, прежде чем закрыть  ее, у нас достаточно жесткий отбор.  Мы занимаемся строительной деятельностью, и  с монтажниками у нас большой отсев идет. Мы очень много кого увольняем, убираем прямо после первого серьезного косяка.  В конечном счете это выгоднее, так как если что-то неправильно смонтировали, учитывая высокую стоимость оборудования, переделывать потом может стоит значительно больше.  Проще изначально уволить неответственных работников. Этот строгий подход эффективный, именно он позволил собрать команду настоящих профессионалов в нашей области.  

Как происходит увольнение? В офис вызываешь?

Нет, зачем. Как правило, это можно решить по телефону. Сейчас у меня есть исполнительный директор, он мой «палач».  Я ему говорю, кого уволить, он это делает без меня.

Все равно доводилось и самому с матом  высказывать сотрудникам то, что я о них думаю. Когда реально какие-то «косяки». Например, у нас была одна бригада, они должны были приехать в девять утра в субботу на объект. Заказчик специально приехал в голое поле, ждет рабочих, а монтажник где-то неизвестно где. Время полпервого, никакой информации, где он, что он и когда приедет.

Клиент начинает названивать мне, боится, что его «кинут».  Телефон у этого монтажника не работает, в итоге полпервого приезжает и начинает работать. Работает до семи, потом он, видите ли, устал, уехал, ночью прошел дождь, ямы все обвалились, оборудование увязло, не достанешь.  На следующий день он приезжает, начинает работать и делает вывод, что: «Надо вызывать экскаватор».

 Договорился с экскаватором на следующий день, уехал, заказчик уже в панике, он же с работы отпрашивался. Я был в бешенстве. Я нашего клиента понимаю, он был объективно прав в своем негодовании, ведь ему достался некомпетентный сотрудник. А монтажники такие люди, ты пока их в бой не отправишь, не узнаешь. Я в итоге отправил другую бригаду все переделывать. Того сотрудника уволил, но, конечно, были все на нервах.  

После такого могут же еще и негативный отзыв оставить.

Негативный отзыв это вещь неприятная. С другой стороны, антиреклама это тоже реклама, если, допустим, про вас что-то говорят, это уже хорошо, лучше пусть говорят, чем вообще не молчат. Потому что когда о тебе не говорят, вообще реакция непонятна. Когда говорят, что ты пусть даже где-то и не очень  хорошо сделал,  зато ясно. Недовольные-то всегда есть, в любом деле, и это нормально.

Я нейтрально отношусь к положительным отзывам,  когда какую-то компанию хвалят до небес на форумах -  я к этому отношусь с подозрением. Если мы сделали человеку все хорошо, навряд ли он пойдет и будет писать отзывы, говорить, какие мы молодцы.   

Другое дело, если человека замотивировать на это, попросить его оставить  отзыв взамен на бонус.  Это уже маркетинг. Таким образом настоящие отзывы можно получить. Я так делал с кошельками: когда человеку чего-то продавал, я ему отсылал мейл с просьбой оставить отзыв о покупке для будущих клиентов, чтобы убедить их выбрать именно нас, а взамен мы давали ему скидку на последующую покупку, и тогда люди начинали писать отзывы, и то какая-то их часть, не все. Это тоже способ мотивации клиентов, это тоже реклама, продажа, маркетинг.  

Я по сути продажник и это мне очень помогло в построении бизнеса.  Помимо психологии покупателя, я со временем еще много чего понял. Например, что имеет смысл всегда нанимать людей, которые умнее тебя, в той области,  которую ты не знаешь. Это очень круто работает, потому что ты не можешь разобраться во всем, а даже если можешь, придется получить столько сведений, перелопатить кучу информации, потратить огромное количество времени. 

А когда ты нанимаешь людей, реально крутых специалистов, и не скупишься на оплату, получается совершенно другой эффект: люди сами говорят, чего тебе нужно делать, они учат тебя. Каждый может чему-то своему научить, и бухгалтер, и монтажник, и рекламист. И все эти фишки я внедряю, слушаю профессионалов, стараюсь у них максимально знаний перенять и использовать.

Как думаешь, почему так много людей хотят открыть свое дело, преуспеть, но одни горят, а другие, как ты, за 3 года настолько вырастают?

Это нормальное явление. Во-первых, очень, очень мало людей, которые реально к чему-то стремятся. Во-вторых, еще меньше тех, кто еще и пытается сделать то, к чему стремится. Многие, знаешь, говорят: «Да, я хочу свой бизнес! Да, я хочу путешествовать по миру! Бла, бла, бла». По факту они в комфорте, и не хотят рисковать.

Это же тоже надо понимать, что бизнес - это не просто так все, это работа, это ответственность, это риски, которые ты на себя берешь. Порой приходится трудные решения принимать.  Например, закрыть один бизнес ради другого бизнеса.  Да, открытие нового отнимает время, потому что там надо, допустим, вкладывать еще что-то, появляются новые нюансы, просто важно сконцентрироваться, сосредоточиться. Потому что бизнесы бывают разномасштабные.  Есть, условно говоря, сеть клиентов, которая хочет на миллион купить оборудование,  и тут же звонит человек, который хочет купить кошелек за три тысячи. Масштаб совершенно разный. Поэтому я тогда принял решение убрать бизнес с кожаными изделиями.

Сначала хотел его продать, но совсем за бесценок принципиально не хотелось, а за нормальные деньги, которых стоит этот бизнес, желающих не было. Поэтому  я по-другому сделал, тоже выгодно. А сам перешел в бизнесе в новый масштаб, но масштаб тоже не приходит сам,  его надо уметь создавать.

Сейчас, например, мы работаем над созданием филиала в Питере. Там у нас была налажена  сеть по кошелькам,  и остался проверенный временем человек. С ним и делаем филиал, который создаст нам дополнительный рынок сбыта и даст новые заказы.

Какие тебе качества характера помогли это все начать и преуспеть?

Шило в одном месте)))) Почему люди не хотят что-то делать?  Они сидят в зоне комфота, им ничего не нужно. А у меня достаточно большие амбиции. Меня не устраивает ездить раз в год на отдых куда-то как-то там на поезде в какое-нибудь скучное место. Мне нравится летать бизнес классом, мне нравится ходить в нормальные, дорогие рестораны, ходить туда,  не считая каждую копейку, и чувствовать себя нормальным человеком, путешествовать часто, раз в две недели, раз в месяц.

Это здорово и интересно! А когда ты, допустим, сидишь и работаешь за какие-то там тридцать, пятьдесят, сто тысяч рублей, то ты, по сути, никогда ничего себе не позволишь.  Ты только конкретно можешь себе четко обозначить,  что тебе нужно от жизни, и смириться с тем, что за рамки этого ты никогда не выйдешь. Например, с огромным трудом в ипотеку  купишь двушку где-нибудь в области. Я считаю это вообще бред, абсурд! Лучше снять квартиру! Вот здесь в Сокольниках сдается отличная  квартира за двести тысяч в месяц, но она классная, там пять-шесть комнат, панорама с видом на все окрестности. Ты будешь жить как король, жить сейчас, и наслаждаться жизнью.  

Зарабатывай больше, стремись, расти и развивайся, в этом смысл! А оттого, что ты сидишь на месте, ничего не изменится!  Люди думают, как заработать денег, вот и зарабатывают от слова «раб».  А деньги должны делаться!

Ты всегда так мыслил? Таким родился или кто-то у тебя в семье, в окружении тебя научил такому лидерскому мышлению?  

Всегда. Я по натуре предприимчивый. Я некоторое время жил в Америке, там тоже поработал на официальной работе месяца три, осмотрелся  и тоже начал делать свой бизнес с велосипедами.  Я вообще, в принципе, по жизни немного работал на кого-то. Я даже когда в Россию вернулся, знал, что долго «на дядю» не буду работать.  Но не все могут быть предпринимателями.

Ты считаешь, что не у всех есть нужная жилка?

Я считаю, что не то чтобы не у всех, этого практически ни у кого нет, один процент, может быть.

За счет того, что люди боятся риска?

Смотри на все, что есть вокруг.  Все, что создано, это создано не миллионами людьми, это сделала от силы тысяча реально умных людей. Если бы этих единиц не было, все  бы сейчас бегали по лесам, одетые в шкуры,  и охотились бы на животных.  Лишь небольшая группа предприимчивых людей, которая не побоялась взять риски и что-то делать, они все и создали. Основная масса людей – животные.  У животных желаний не сильно много, если грубо сказать: пожрать, поспать и все. На этом круг интересов заканчивается, им ничего не надо, сплошь инстинкты. Я не верю в то, что там говорят про пирамиду потребностей по Маслоу, про потребность людей в самореализации.  Я считаю, что большинство оно объективно не сильно интеллигентно, если глубоко копнуть. Все относительно.

Да, те люди, которые кучу книжек перечитали, они считают себя интеллигентными…

Книжки на самом деле это важно, это здорово. Но одно дело, когда человек, допустим, читает книжки, потому что ему катастрофически не хватает информации для дела, он пытается ее где-то найти, другой случай, если он читает это, потому что это модно или чтобы было чем заняться. Книга это набор информации, но смысл засорять голову ненужной информацией, если он ее не станет применять? Если я читаю, я читаю что-то, что мне интересно.  

Что ты думаешь про российское образование?

Конкретно классическое образование – от него толку никакого, потому что люди ходят туда и объективно знаний не получают. Особенно учитывая то, как у нас там учатся. Раньше еще учились, а сейчас от сессии до сессии живут, шатаются по коридорам, пьют, веселятся, ничего не делают, потом в панике на шпорах сдают сессию.  Я лично отучился только два курса и понял, что для меня это трата времени.

И ты никогда не вращался в каких-нибудь бизнес-клубах и бизнес-сообществах на тренингах и курсах?  

Нет, не ходил, но я очень много читал,  именно полезную литературу.  Понятно, что, когда ты - чистое поле и не понимаешь, что нужно делать, конечно, можно спросить у кого-то профессиональный совет, но раньше, когда я только начинал заниматься бизнесом, у меня не было людей, у которых я мог поучиться.  Тем более учиться можно самому везде.

У меня просто не было в окружении человека, у которого можно было реально спросить, который был уровнем выше меня с точки зрения бизнеса.  Когда были определенные сложности, всему приходилось учиться на своих ошибках. Но, с другой стороны, это, наверное, хорошо, потому что очень быстро учишься, когда делаешь сам:  получив граблями по лицу, моментально понимаешь,  второй раз не захочется получать. Поэтому ты начинаешь соображать по-другому.

Получается, у тебя первый же бизнес оказался удачным?  Есть мнение, что первый бизнес обычно сначала прогорает.

Бизнес - это не череда побед, это, скорее, путь через поражения к победам. Ты постоянно что-то делаешь, у тебя  что-то не получается, но ты на этом учишься и анализируешь, если у тебя аналитический мозг. Если ты вообще хочешь научиться, отнесись к этому как к тренировке.  Ты же не можешь взять три мячика или пять ножей и сразу ими начать виртуозно жонглировать.  Ты учишься этому постепенно, поэтапно.  Как детям в школе дают навыки: сначала сложение, потом умножение, потом уравнения и т.д.

Так и здесь, если ты сразу берешься за сильно большие вещи, у тебя вероятнее всего не получится. И это будет потому, что ты не умеешь решать простые дела. Поэтому смешно звучит, когда люди говорят:  «Вот для бизнеса надо большой стартовый капитал, нужны инвесторы, дайте мне десять миллионов долларов, и я сделаю бизнес». Обычно таким отказывают. Потому что эти люди не понимают азов.  

Допустим, дали человеку десять миллионов долларов.  А он даже не знает, как платежки в банк отправлять, как налоги платятся, ну и какие-то другие элементарные вещи. Как прибыль считать, что такое валовая прибыль, что такое чистая прибыль, он даже разницы не понимает.  Такой человек явно не потянет сразу большой масштаб. Опять же большой бизнес - это большое количество людей, это должен быть сплоченный коллектив, а его еще нужно собрать и получить его лояльность. Опять же важны знакомства, связи, а их нужно наработать. Здорово, когда у тебя есть грамотные юристы, бухгалтеры, маркетологи, программисты, которые могут тебе посоветовать. Такие вроде мелочи, но если ты не умеешь решать подобные вопросы, ничего с большим масштабом сразу не получится. В общем, по многим параметрам сложно моментально создать с нуля бизнес на десять тысяч человек. Поэтому все хорошо начинать поэтапно, постепенно. Вместе со своим бизнесом растешь, учишься.

Ты планируешь развиваться в России или хочешь за границей в будущем бизнес вести?

Если бы я не хотел развиваться в России, я остался бы в Америке и жил бы там. Я приехал сюда, потому что считаю, что конкретно для меня здесь больше возможностей для роста бизнеса.   Потому что я, во-первых, на своей земле, и у нас менталитет все-таки особый, и тут я понимаю, как думают люди в той или иной степени. Потребности нашего населения, в принципе, не такие уж и  сложные. Опять же, в бизнес легко входить, если есть хорошие продажи.

Наверное, у тебя в характере есть административная жилка, которая помогает тебе вести бизнес?

Безусловно. Конечно. Но здесь все в совокупности. Предприниматели разные бывают, у меня много друзей предпринимателей появилось по ходу, у всех разный подход к бизнесу, кто-то любит делать все самостоятельно, я лично считаю,  что надо делегировать.  Я стараюсь делегировать вообще все, что можно, наблюдать со стороны, как что  делается.  Зачастую люди принимают  на работу друзей, родственников, и получается бизнес, где они самые компетентные специалисты, но объективно в этом -  ничего хорошего. И бизнес такой не может сильно расти, и развиваться. Это моя точка зрения, подходы у всех разные, кто-то, допустим более мягкий, кто-то более жесткий.

Но ты более жесткий?

Конечно. У меня даже бывает такое ощущение, что слюна с клыков начинает течь, ощущение хищника, порой  хочется кого-то сожрать, хочется крови (в переносном смысле). Но мне нравится это ощущение, порой надо кого-то кушать)))

 Я достаточно жесткий человек и с точки зрения бизнеса, если мне чего-то не нравится, я этого не терплю. Я очень щепетильный.  У меня сотрудники работают, как мне кажется, хорошо и идейно.  Они замотивированы, видят перспективу, хорошо получают, и они действительно довольны. Им интересно, что самое главное.

Но если, опять же, начнется какая-то некачественная работа с их стороны, они знают, что долго здесь не пробудут. Мой бизнес держится на том, что люди разделяют мои интересы, интересы компании и их деятельность им нравится, они сами здесь реализовываются. Я даю им возможность зарабатывать, жить комфортной жизнью, а не как рабам или планктону.

Кто сейчас в твоем окружении, сплошные бизнесмены?

Конечно. Очень много людей, с кем раньше общался, сейчас не общаюсь. Не то что я специально их отсеял, а просто интересы разные. Это тоже образ мышления, одному хочется бухать по пятницам, радоваться, а мне это просто неинтересно. Человек говорит: «Да чего такого, я раз в неделю пошел в бар с друзьями, напился, я же не алкоголик». Ну а я так не считаю. Я считаю, что алкоголик. Мое мнение, что, если ты не пьешь, то ты вообще не пьешь, а если ты пьешь по пятницам,  то чем ты отличаешь от алкоголика, чем ты отличаешься от того животного, которому надо только поесть да поспать - да ничем.

 Другое дело - люди, с которыми мне интересно, с которыми мы, общаясь, учимся. Я общаюсь со своим другом предпринимателем, я у него что-то новое узнаю, он у меня что-то новое узнает. Ты спрашиваешь, стоит ли работать с партнерами:  плюс партнеров в том, что можно разделить риски и в случае чего устроить мозговой штурм, и это интересно.

Если же ты делаешь бизнес один, что тебе мешает делать мозговой штурм среди тех же своих друзей-предпринимателей? Если мне нужно принять решение, и я сомневаюсь, я всегда могу спросить сначала у своих сотрудников, потом выслушать объективное независимое мнение у друзей-предпринимателей,  рассмотреть различные варианты и взвесить свои идеи.  Проанализировав все, выбрать по возможности правильное решение, возможно оно окажется и неправильным, но, по крайней мере, я его выберу.

Как ты относишься к кредитам в бизнесе?

Смотря на каком этапе. Когда ты только собираешься делать бизнес, брать кредиты глупо. Если ты все же берешь кредит под открытие бизнеса, то ты должен быть уверен во всем, что планируешь сделать, или, по крайней мере, знать, что ты будешь делать, если у тебя не получится, иметь какие-то варианты отступления на всякий случай. Чтобы не было такого, что ты сыграл ва-банк. Хотя порой и так тоже надо делать, играть ва-банк, и зачастую это правильное решение, потому что лучше попробовать и пожалеть, что не получилось, чем вообще не пробовать и жалеть, что даже не попробовал. В любом случае, даже если у тебя что-то не получится, то, по крайней мере, получишь опыт, опыт это штука бесценная.

Что касаемо кредитов, как потребитель я к ним плохо отношусь.  Брать кредит на машину, на квартиру, брать кредитную карту – это не для меня.

Но с точки зрения бизнеса порой кредит - это деньги, которые способствуют росту, открывают перед тобой больше возможностей. Я считаю, что вливание денег в бизнес стоит делать только на расширение.  Когда у тебя уже есть обкатанная модель бизнеса, которая работает, но ты попал в замкнутый круг, тебе нужны деньги для расширения, для производства каких-то изделий, можно взять.

Вот ты производишь свой продукт, ты нашел рынок сбыта, у тебя все продается, ты понимаешь, что для того, чтобы сейчас зарабатывать больше, тебе необходимо вложиться в хорошее оборудование, его модернизацию, на покупку дополнительных линий производства, чтобы этот бизнес разросся,  и соответственно в этом случае ты можешь взять кредит, потому что ты увеличишь объем продаж,  и тебе необходимо просто чуть больше мощностей.

Ты, условно говоря, покупаешь деньги для бизнеса. Тебе, грубо говоря, не хватает людей - найми людей, купи их время. Если тебе необходимо оборудование - ты можешь купить оборудование.

Тебе, в конечном счете, это будет выгодно.  Порой есть идеи, которые могут делать совершенно колоссальную прибыль, но для этого нужны деньги здесь и сейчас. И здесь вопрос опять же масштаба твоего мышления.

У нас не было бы миллиардеров, если бы не было бы кредитов.  Маловероятно, что кто-то, используя и инвестируя исключительно свою чистую прибыль, смог бы разрастись до огромных масштабов. Масса примеров есть в России. Они же чисто на кредитах растут и развиваются.  Поэтому да, почему нет.

Ты сам замечаешь, что ты изменился по сравнению с тем, кем ты был три года назад?

Люди существа динамичные, они всегда развиваются. Если ты не развиваешься, ты начинаешь деградировать, поэтому, если ты не хочешь деградировать, развивайся.  Я не нахожусь в зоне комфорта, это меня заставляет двигаться вперед, а кто-то находится в зоне комфорта, просто у всех разные амбиции.

Почему ты не находишься в зоне комфорта? Тебя из квартиры за 200000 выселят?

Я имею ввиду в общем, у всех разные потребности, в том числе материальные.  Не все же только ради денег делается. Бизнес это, в первую очередь, интересно, это игра для мозга, ты постоянно усложняешь себе задачу и  это тебя развивает, это очень здорово, в этом весь смысл.

Дальше мы немного поболтали с Романом о том, как он проводит свое свободное время и выяснилось, что и живет он рядом с офисом, и его спортзал находится прямо неподалеку. Это оказалось неслучайно и идеологически обоснованно.

Это экономия времени.  Если ты каждый день тратишь час на дорогу в одну сторону, это два часа в день, в неделю это уже получается десять часов, в месяц сорок часов, считай, рабочая неделя.  Соответственно, ты можешь сорок часов в месяц дополнительно спать или потратить еще на что-то, на работу, например. Но работу и свободное время важно разделять, я тоже сначала по неопытности чуть ли не круглосуточно работал, но выходит по факту одно и то же.  Ты не можешь работать постоянно, ты просто долго не продержишься в таком режиме и умрешь.  Отдыхать надо всегда.

Об этом много пишут. Всегда со временем можно так дооптимизировать свое дело, что работать по пару часов в день.  Здесь вопрос о деградации, как мне кажется, если ты ничего не делаешь, ты начинаешь деградировать. Бизнес  это же интересно, это как игра, к этому надо относиться как к игре, ты побеждаешь, ты проигрываешь, ты делаешь что-то интересное,   что-то придумываешь, это и творчество тоже. Безусловно, бизнес это однозначно творчество и без творчества здесь никак.

Что ты посоветуешь начинающим предпринимателям?

Ты никогда ничего не сделаешь, если не начнешь делать в какой-то момент. Если ты идешь по улице и видишь красивую девушку и хочешь с ней познакомиться - подойди и познакомься. Ты никогда не познакомишься, если ты просто будешь проходить мимо. Так же и бизнес: ты никогда не начнешь бизнес, если ты не начнешь делать. Если ты хочешь что-то делать, делай!  Если ты не знаешь что сделать - попробуй хоть что-нибудь сделать! Когда у тебя нет опыта, необходимо хотя бы что-то сделать, и со временем ты поймешь, что это такое и ко всему обязательно придешь.

 


В избранное