Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересная Россия в Лицах. Жанр - интервью


Высоко над землей! Старт в профессии. Какая действительность скрывается за улыбчивым фасадом профессии? Интервью с Анастасией, девушкой, которая прекрасно умеет общаться с людьми и свободно владеет английским языком, а теперь стала стажером-бортпроводником в одной из крупнейших российских авиакомпаний.

Настя, в каком возрасте ты впервые полетела на самолете?

В 2010 году в Египет. По работе.

Не боишься летать?

Стараюсь об этом не думать)))

Ты, насколько я знаю, отчасти случайно попала именно в эту профессию. А остальные твои коллеги? Что за люди среди бортпроводников? Если смотреть  рекламу в метро и образы стюардесс в фильмах, то ваша работа позиционируется в какой-то мере как профессия мечты!

Если честно, все оказалось лучше, чем я думала. Так, наверное, нехорошо говорить, но мне казалось, что в бортпроводники идут одни неудачники, а там обычные нормальные люди. Много тех, кто только что закончил школу. Я была недавно в полете, где у ребят налет уже 4 и 8 месяцев, а им всего 18 и 19 лет. Это их первая работа и в деле полетов они уже более опытные, чем я! И вообще, они могут проработать 10 лет и у них уже будет первая пенсия! Вернее, они могут ее начислить, а получать будут после 45 лет.

А какие опасные факторы в этой работе существуют?

Огромное количество. Но многое не видно. Например, есть ли радиация -  нет ли радиации (мнения экспертов на эту тему расходятся)? Существуют определенные правила безопасности, например, если ты на взлетной площадке и включен мотор, то самолет нужно обходить за сотню метров, чем дальше – тем лучше. Из-за радиатора.

Плюс давление на высоте. В любом случае у тебя кислородное голодание. Воздух чуть-чуть разряжен и, бывает, появляется ощущение, что тебе тяжело дышать. Или начинаешь какие-то элементарные вещи забывать: какой сок ты подаешь пассажирам! (хотя их всего 3 вида!) Плюс это работа на ногах.

Вы летаете в балетках или обязаны быть на каблуках?

Только по форме, в туфлях! Они очень красивые, но сужены к носку и стопе очень неудобно, и уже через пару часов нога начинает себя некомфортно себя чувствовать!

Перед нашей с тобой беседой я в интернете почитала, что существует школа бортпроводников (не при авиакомпаниях). Я была удивлена! И обучение, состоящее из разнообразных дисциплин,  стоит в районе 100 тысяч рублей. Насколько я знаю, обучение сотрудника для твоей авиакомпании стоит приблизительно такие же деньги.  Только у вас тут же трудоустройство, а после этой школы только рекомендуют выпускников к трудоустройству,  не гарантируют.

Не знаю, хороша ли эта школа. Знаю, что одна из лучших  - это Аэрофлот. И там такой приоритет при подборе, что им легче научить сотрудников «с нуля», чем брать людей, обученных в другом месте.

Как проводился отбор кандидатов, многие ли из бывших с тобой на собеседованиях прошли?

Большой отсев был из-за английского. Также могли «забраковать» по здоровью, потому что осмотр проводится в специальной поликлинике моей авиалинии. Хотя зная, как тщательно там осматривают, некоторые туда специально не идут, а проходят осмотр у каких-нибудь менее внимательных врачей и получают нужную справку. И все равно с этим строго: например, если у тебя хотя бы один раз был на борту обморок, то тебя сразу забракуют.

Сразу профнепригодность??

Да.

Расскажи, что ты представляла об этой специальности, а оказалось иным.

Да я изначально готова была, что все будет не так, как нарисовано на картинке, где все красивое, все улыбчивые. Например, в той же самой поликлинике авиалинии сервиса не хватает. Может быть, конечно, с нами пока так обращаются, потому что мы стажеры. Но к клиентам мы, конечно же, должны обращаться всегда с улыбкой.

Как может быть другое отношение, ведь на вас не написано, что вы стажеры!

У нас пока нет формы! Бортпроводники в форме, а мы нет. Один пассажир меня уже спросил: «Девушка, а почему  у вас нет бейджа?»

А какие качества характера ты отмечаешь в бортпроводниках?

Из тех, кого я встречала, все милые. Помогают, разрешают задавать вопросы, если что-то не понятно! Ведь за полет ставится отметка от 1 до 5!

Ты имеешь ввиду, даже тогда, когда человек уже не стажер, а бортпроводник, ему продолжают ставить оценки?

Да, за каждый полет.

Кто?

Старший бортпроводник. И от этого зависит твоя заработная плата. Не будет хороших оценок - лишат надбавок, годовой премии, это все очень жестко. И к малейшим недоработкам люди по-разному относятся. Я слышала, что даже если у тебя всего лишь ногти бесцветным лаком не накрашены, тебе могут сделать замечание. Или за одежду не по форме. Например, мне на последних полетах делали замечание, что у меня сапоги не кожаные черные без каблука, а коричневые замшевые (пока у меня нет других) и это нельзя, не по правилам.

А на борту есть какая-нибудь потайная «разгрузочная» комната с грушей, где можно выпустить стресс, собраться с эмоциями и улыбкой?

Нет, только про себя, там негде уединиться.

Как организовано питание для бортпроводников?

В питании никаких ограничений. Бортпроводники едят еду из бизнес-класса, но я прямо не скажу, что это вкусно. Некоторые заказывают кошерные наборы и не потому, что евреи, а потому что они, почему-то, вкуснее. А вся недоеденная в полете еда выбрасывается. Хотя некоторые сотрудники берут с собой, несмотря на то, что этого по уставу нельзя делать.

Когда вы начинаете полеты уже не в качестве стажеров?

Когда мы сдадим последний экзамен и подпишем договор с авиакомпанией. Тогда нам выдадут форму и назначат первый рейс. И вновь полетим с инструктором.

А чем отличается инструктор от бортпроводника?

Тем, что инструктор знает все правила, и он проверяет работу всех на борту. Пишет замечания, ставит отметки. Грандиозные нарушения может сделать даже старший бортпроводник, несмотря на то, что от этого иногда зависит здоровье всей команды. Я уже видела пример  отступления от порядков: тележку с едой должны везти 2 бортпроводника, так как она очень большая и тяжелая, и  если самолет тряханет, то может откатиться назад и нанести травму везущему или кому-либо из пассажиров.  И при мне на это задание посылали только одного бортпроводника.  Как объяснила СБ: «Очень короткий рейс и все нужно успеть собрать». Это она сделала осознанно, но, если бы что-то случилось, ее бы уволили.

А состав команды бортпроводников на полетах всегда разный? Может быть, за определенными людьми закреплено какое-то направление?

Никто не закреплен. Раньше в советские времена, как я поняла, были команды. С приходом нового генерального директора в компании что-то поменялось. И сделали гибкие составы, чтобы бортпроводники не болтали, ничего не обсуждали. Сейчас бортпроводников несколько тысяч, поэтому очень невелик шанс, что ты дважды встретишься с одним и тем же бортпроводником.

А расскажи про пилотов, какие они?

Пилоты все шутники. Галантные, открывают двери перед тобой. Пилотов много старой закалки, дедушки.

Неужели нет ограничений по возрасту?

Мне кажется, на данный момент их держат до тех пор, пока у них со здоровьем все в порядке. Потому что квалифицированных кадров очень не хватает. Судна обкатывать нужно, неопытным, кто только после тренажера, это боятся доверять. И женщин-пилотов пока не видела.

Может, их как женщин-хирургов очень мало.  Или так положено по «воздушному праву»?)) Кстати,  что это такое?

Такой предмет))))) Там мы изучали нормативные акты, руководства, когда была первая конвенция подписана, про Чикагскую конвенцию, про ИАТу, нормативы, как обслуживать людей, как осуществлять перевозки опасных грузов.

Опасные грузы с людьми не возят?

Есть те, которые возят. Есть целая огромная книга, которая регламентирует списки грузов, какие можно с людьми транспортировать, а какие нельзя. Загрузка идет огромная, компании же получают огромную прибыль не только от перевозки людей, но и от перевозки грузов! Коммерческие грузы (почта, оружие, ценные грузы). Опасные грузы, которые перевозятся с пассажирами, должны быть упакованы!

Опасные грузы есть на борту в любом случае! Без них невозможно, например, ртутный термометр из аптечки, тонометр, огнетушители, баллон с воздухом, сухой лед для сохранения пищи.

А нет такого правила, что в каждом полете должен быть врач на случай, если кому станет плохо?

Нет.

То есть вы сами первичную помощь обязаны уметь оказать? И несете ли вы ответственность за качество оказанной первой помощи человеку, которому стало плохо?

Да. На каждую ситуацию есть инструкция, по которой тебе нужно действовать. Если ты делаешь все по инструкции – значит, с тебя ничего не спросят, ведь ты делал все поэтапно.

Каким духом ответственности проникнуты твои рассуждения!

Да, я с первого полета ее осознала. Хотя когда ты стажер, невозможно окончательно

прочувствовать, так как у тебя есть еще 2 человека, которые  все тоже контролируют.

Хотя, СБ (старший бортпроводник) может и не знать, что  у нас происходит в экономическом

классе. Всякие бывают СБ, не все приходят проверять. Ты можешь увидеть ее лишь 2 раза за полет издалека - при взлете и  при посадке. А есть те, которые постоянно приходят, спрашивают, как у вас дела, потому что они знают, что первым делом в случае чего отсекают голову старшему.

 

Ты уже назвала такие словечки как СБ, налет. А можешь назвать что-нибудь еще из жаргона бортпроводников? Типа мягкий инвентарь?)

Мягкий инвентарь  - это пледы. А из словечек мне кажется забавным  то, что торговлю на борту называют «березкой».

«Березкой?»))))

Да, потому что в СССР был такой магазин. Вообще за торговлю на борту отвечает один из бортпроводников. И если это международный полет, то ему нужно любую национальную валюту, которую дает покупатель, переводить в евро.

Да, непросто это. А чем отличаются условия у бизнес-класса и вип-клиентов?

У випов свой самолет)))), а у кого нет, то обязательно неодноразовая посуда, фарфоровая, стеклянные стаканчики, наличие алкоголя (недешевого). Более широкие кресла. Подают дорожный набор (щетка, носки).

В какой момент бортпроводника поднимают с обслуживания эконом-класса в бизнес-класс, как нужно себя проявить?

У кого больше налета, того и ставят обычно!

В бизнес-классе сложнее или проще?

Там сложнее. Нужно обслуживать каждого человека, у них в каждого есть меню, заказывают все вплоть до горячего, и нужно одной все всем раздать. Ты там один, а бизнес-классы бывают вместимостью от 8 до 20 человек.

Настя, мне кажется, ты нам рассказала все, что можно узнать о профессии не являясь ее представителем. Спасибо тебе большое! В завершение, хотелось бы узнать, какова была твоя глобальная мечта, что тебя привлекло в идее стать бортпроводником?

Я изначально хотела летать по всем странам, останавливаться в разных городах. Теперь я точно знаю, что действительно будем летать везде, однако, шанс велик, что ты даже не выйдешь из самолета. То есть будешь летать эстафетами. Хотя, пока есть интерес и силы, я бы хотела именно так летать.

Как ты считаешь, реально ли влюбиться на борту самолета?

Даже не знаю, пока ни в кого не влюбилась!))))

Желаю тебе этого! Ну или хотя бы окончательно влюбиться в свою профессию, когда ты на полную занятость станешь ею заниматься, чтобы ты оказалась в числе тех, у кого она -  призвание и любимое дело! А мы со своей стороны постараемся в полетах еще больше улыбаться и быть вежливыми с бортпроводниками! 


В избранное