«И сотворили Школу так, как повелел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может
сидеть без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками,
а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать.
Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания
– ему их дают в готовом виде.
И тогда дети научились тому, чему
никогда бы не научились в других условиях – они научились лгать и притворяться…».
То, о чем говорил Ферьер,
известный педагог и публицист, более века назад, кажется, не было воспринято
общественностью всерьез. Правда, сам швейцарский реформатор школьного
образования в какой-то момент поверил, что сумел изменить систему в лучшую
сторону. Но, как показывает практика, оказалось, что казалось.
Чему учат наших детей?
Пагубное воздействие школы не
всегда очевидно. Помимо того что детей учат быть пассивными и послушными (скорее
раболепными), их (а в школьные годы и всех нас) заставляют бояться ошибок и отвращают
от открытий. Но что хуже всего – детей обманывают. Обманывают жестко и зачастую
бесповоротно. Даже в зрелом возрасте человек с трудом может отделить правду от
вымысла, принимая когда-то внедренные в его голову знания за чистую монету.
Если с точными науками дело обстоит
куда понятней, то гуманитарные предметы откровенно пугают своей лживостью. В
мире нет «общей» истории, поскольку она переписывается каждой новой властью в
соответствии с текущими потребностями. Перечень рекомендованной к прочтению
литературы далеко не способствует развитию независимого мышления, а научные
открытия, опровергнутые реалиями современностями, остаются неприкосновенной
аксиомой, не требующей не то что доказательств – элементарных сомнений. Иногда
художественный вымысел оказывается более правдивым, чем научная истина.
И все-таки она вертится…
Быть любознательным в современном
мире не модно. Модно цитировать чужие мысли и блистать шаблонными фразами,
маскируя за показной осведомленностью полное невежество. В юные годы я не
понимал, почему выдающиеся писатели и публицисты придумывают фантастические
миры, «мусолят» поверхностные темы и не говорят о важном, нужном и ценном. Оказывается, раскрывать
очевидное во всеуслышание значит навлекать на себя беду. К беде готовы не все,
а потому предпочитают оставаться со своим мнением наедине с собой.
Можно плыть по течению, но понимать,
зачем ты идешь и куда. А для этого уже нужны мозги, неперепрограммированные
системой образования. Следует ли из этого, что школа – враг, с которым нужно бороться?
Бороться с системой очень непросто, тем более незрелому детскому мозгу. Но на
то и нужны родители, чтобы направлять, объяснять и не позволять всемогущей
Школе превращать свое чадо в раба.
Примите систему, поймите систему
и сделайте свои собственные выводы. Тогда и ваши дети научатся отделять зерна
от плевел без ущерба своей социализации.