[свободная трибуна] Сорок лет без <короля>: в США вспоминают Элвиса Пресли
Сорок лет без <короля>: в США вспоминают Элвиса Пресли
Тысячи поклонников творчества Элвиса Пресли собираются на этой неделе у
принадлежавшего ему поместья <Грейслэнд> в городе Мемфис (штат Теннесси).
Они зажигают
свечи в память о легендарном музыканте, который скончался 40 лет назад - 16
августа 1977 года.
О том, каким <король рок-н-ролла> был вдали от сцены, рассказал ТАСС знавший
его лично популярный в США кантри-исполнитель Тони Браун. Он был пианистом
Пресли и выступал вместе с ним в последние годы жизни певца.
<Элвис был очень приятным парнем, по-южному очень открытым, дружелюбным>, -
вспоминает Браун, который не раз вместе с другими музыкантами бывал в гостях
у <короля рок-н-ролла>. <Он совсем не был человеком с раздутым самомнением,
- отмечает исполнитель. - Он не был таким, каким можно вообразить себе
типичную
рок-звезду - помешанным на собственном эго. Он был очень-очень хорошим
парнем>.
Брауна познакомил с Пресли в 1969 году музыкант Джон Дэниел Самнер,
творчество которого <король рок-н-ролла> очень любил. <Не стоит и говорить,
что тогда
Элвис выглядел на миллион долларов - очень стройный, просто идеальный
образчик мужчины, - припомнил Браун. - Он был рок-звездой. Я и мечтать не
мог, что буду
с ним играть>.
Позже Браун стал участником коллектива The Voice, который исполнял музыку в
религиозном жанре госпел и, наряду с несколькими другими группами,
сотрудничал
с Пресли.
Пресли очень любил петь госпел. Мы должны были быть на связи 24 часа в
сутки, и, если позвонят, ехать в "Грейслэнд", в Беверли-Хиллз или
Палм-Спрингс,
в зависимости от того, где он тогда находился, и играть госпел
Тони Браун
Пианист
<
Как отмечает Браун, во время таких визитов, которые иногда продолжались всю
ночь, Пресли никогда не устраивал шумных вечеринок. <Мне кажется, многие
могли бы
подумать, что у него дома было полно девиц, - рассказывает исполнитель. - Но
это было совсем не так. Когда я бывал у него, то, помимо меня, было трое
ребят
[музыкантов], и его телохранители - Ред Уэст и Сонни Уэст. То есть, только
он и ребята, которые исполняли госпел>.
<И он совсем не пил, только если воду, - впоминает Браун. - У него может и
были проблемы с препаратами, которые ему выписывали врачи, но я эту его
сторону
никогда не видел>.
<Со временем он стал брать ребят с собой в концертные туры, мы открывали
однако
впоследствии он предпочел играть вместе с певицей Эммилу Харрис. После этого
пианистом <короля рок-н-ролла> стал Браун.
На одной сцене
<Самые захватывающие ощущения я испытал, когда мы играли в первый раз, это
было в Канзас-Сити. Когда зазвучала музыкальная тема, под которую выходил на
сцену
Элвис, у меня по спине побежали мурашки - это было так сюрреалистично>, -
признается Браун.
Как вспоминает музыкант, во время концертного тура Пресли и другие участники
шоу обычно путешествовали на четырех самолетах, которые прибывали в день
выступления.
<Элвис готовился к выходу на сцену в гостинице или прямо на борту>, -
отмечает Браун. У <короля рок-н-ролла> были специалисты, которые готовили к
выступлению
его прическу, костюм и гитару.
По словам Брауна, Пресли выступал довольно часто. При этом во время туров в
Лас-Вегас он выходил на сцену два раза за ночь. <Он ненавидел выступать в
Лас-Вегасе,
потому что заплатить за места ближе к сцене могли позволить себе только
богатеи>, - поясняет Браун. По его мнению, Пресли предпочитал своих обычных
верных
фанатов.
<Когда он выступал в Лас-Вегасе в 1969 году, я ездил туда и видел его шоу,
это было потрясающе, - отметил музыкант. - Но когда я играл с Элвисом, все
уже
было иначе. Он тогда уже набрал вес. В отеле "Хилтон" в Лас-Вегасе все
столики у сцены были заняты очень состоятельными зрителями. Это были люди
более
старшего возраста, они сидели и просто смотрели на него. Не думаю, что это
ему нравилось, мне кажется, он предпочитал, чтобы царила суматоха>.
По мнению Брауна, <король рок-н-ролла> очень тепло относился к своим
поклонникам.
Он был бы рад просто выйти в толпу и начать обниматься со всеми, но не мог.
Он и по улице просто пройти не мог. Такие люди, как Элвис Пресли или Майкл
Джексон, не имеют возможности жить обычной жизнью.
Тони Браун
Пианист
<
<Когда он выступал на сцене, он часто раздавал шейные платки, другие вещи, -
припомнил Браун. - Для него это был способ соприкоснуться с людьми, так он
мог
быть ближе к ним, чтобы, при этом, его не раздавили в толпе. Думаю, если бы
Элвис мог, он был бы рад просто пройтись и побеседовать с людьми, но это
было
невозможно>.
Браун выступал с Пресли и на том концерте, который стал для <короля
рок-н-ролла> последним.
<Это было 26 июня в Индианаполисе>, - говорит музыкант. Вскоре после этого
Пресли скончался.
<Планировалось, что в августе у нас начнется концертный тур, он должен был
стартовать в штате Мэн, - рассказывает Браун. - Мы были в аэропорту, ждали,
когда прибудет самолет для участников шоу. На нем мы должны были вылететь в
Портленд, где планировался первый концерт>.
<Потом нам сказали: "Тур отменяется, мы вам позвоним". Нам тогда не
сообщили, что произошло, - вспоминает музыкант. - И когда я ехал на машине
домой, то услышал
по радио, что Элвиса нашли мертвым в ванной комнате. Не стоит и говорить,
что для меня это стало шоком>.
Секрет успеха
По мнению Брауна, успех Пресли был обусловлен целым рядом факторов. Одним из
них стал оригинальный выбор сценических костюмов. <Сначала он сам продумывал
свой стиль одежды. Он покупал все свои вещи в секонд-хендах, - говорит
музыкант. - Он создавал свой стиль сам от начала и до конца>.
<Комбинезоны появились у него, только когда он начал выступать в Лас-Вегасе,
а если посмотреть на более ранние фото с его концертов, видно, что он
выходил
на сцену в брюках и модной куртке или в рубашке с расстегнутыми верхними
пуговицами, он выглядел классно, - рассказывает Браун. - Когда он стал
выступать
в Вегасе, думаю, посчитали, что он должен одеваться, как знаменитость, или
что-то вроде того. Поначалу он хорошо смотрелся в этих комбинезонах, но в
конце
располнел, а эти вещи очень много весили>.
Браун рассказал, что как-то во время пребывания в <Грейслэнд> имел
возможность хорошо изучить комбинезоны Пресли. <Они были очень тяжелыми,
сделанными
из плотного материала. Элвис в них сильно потел. Он был очень активен на
сцене. Позже он уже не мог двигаться так же, как когда был моложе>, -
вспоминает
музыкант.
По сути, Элвис изменил поп-культуру так же, как The Beatles. Все делали
прически, как у участников The Beatles, и носили ботинки челси. А Элвис
укладывал
волосы с помощью бриллиантина, он придавал им блеск, одевался очень
сексуально: куртка, расстегнутая до середины рубашка. Каждый парень хотел
так выглядеть.
Тони Браун
Пианист
<
<Если приехать в любую страну и спросить людей, кого из иностранцев они
могут назвать, кроме политиков, то они назовут Элвиса, The Beatles, Майкла
Джексона,
ну и потом кого-то еще, - утверждает Браун. - Думаю, Элвис и Майкл Джексон -
величайшие звезды и самые выдающиеся исполнители из тех, которые когда-либо
появлялись на свет>.
По мнению Брауна, на Пресли большое влияние оказало творчество
афроамериканцев.
<Его очень привлекала музыка темнокожих - госпел, в Мемфисе он, когда
находил возможность, приходил в церковь, где собирались темнокожие, -
сообщил музыкант.
- Думаю, он стал первым белым парнем, который пел, как темнокожий. Он
двигался [на сцене], как темнокожий и исполнял музыку с таким настроением,
как темнокожий
певец в жанре спиричуэлс>.
<Его называли рок-н-ролл певцом, но, на самом деле, он был кем-то большим,
он был и соул-певцом, и блюз-певцом, и рок-певцом>, - считает Браун. <В
1950-х
годах то, что делал Элвис, не делал никто другой, - подчеркнул пианист. -
Церковь запрещала прихожанам смотреть его шоу, так как они считались слишком
сексуальными. Когда Элвис пришел на шоу Эда Салливана, то операторам не
разрешали снимать его ниже пояса>.
<Потом многие пытались делать то же, что и Элвис, но он был первым, и он был
лучшим>, - подчеркнул музыкант.
Слияние стилей
Схожие оценки высказал в беседе с ТАСС известный критик, ветеран музыкальной
журналистики США Джим Бессман. Он напомнил о высказывании, которое
приписывают
известному американскому продюсеру Сэму Филлипсу, владевшему лейблом Sun
Records: <Если бы я нашел белого парня, который пел, как негр, и обладал
негритянской
манерой исполнения, я бы заработал миллион долларов>.
Бессман отмечает, что, хотя сам Филлипс отрицал авторство этой цитаты, она
<суммирует значение Элвиса Пресли>. Считается, что именно Филлипс, которому
принадлежала звукозаписывающая студия Sun (<Сан>) в Мемфисе, первым
разглядел талант будущего <короля рок-н-ролла>.
Пресли, который родился в Тьюпело (штат Миссисипи), в сотне миль к
юго-востоку от Мемфиса, по сути, впитал в себя музыкальное влияние
"хиллбилли", или
традиционной народной музыки, а также афроамериканского блюзового стиля,
вместе они и легли в основу раннего рок-н-ролла.
Джим Бессман
Музыкальный критик
<
Бессман утверждает, что <хотя на Юге была расовая сегрегация, белые и черные
жили близко, они оказывали влияние на музыкальные стили друг друга>.
<Великий автор и исполнитель кантри Хэнк Уильямс учился играть на гитаре у
блюзмена из Алабамы Руфуса Пейна, а легенда кантри Джонни Кэш, который
записывал
рок-н-ролл в студии Sun в то же время, что и Пресли, однажды сказал мне, что
на него оказала значительное влияние выдающаяся исполнительница музыки
госпел,
темнокожая певица и гитаристка Сестра Розетта Тарп, она так же повлияла и на
других первопроходцев рок-н-ролла>, - поясняет Бессман.
Как он рассказывает, Пресли пришел на студию Sun в августе 1953 года, через
два года после того, как там была записана песня <Rocket 88>, которую многие
называют первой записью в жанре рок-н-ролла.
В следующем году Пресли записал песни темнокожего блюзового певца Артура
Крудапа <That's All Right> и <Blue Moon of Kentucky> Билла Монро, известного
как
<отец блюграсса> - разновидности традиционной музыки, которую играли потомки
ирландских, шотландских и английских поселенцев в Северной Америке. Как
поясняет
Бессман, <обе записи вышли вместе в 1954 году в качестве первого сингла
Пресли для Sun>.
Ключевыми факторами его успеха было то, что он слил два стиля белой и черной
американской музыки в один - свой собственный, и то, что у него был
великолепный
певческий голос.
Джим Бессман
Музыкальный критик
<
Как отмечает Бессман, в тот период начало получать все большее
распространение понятие <рок-н-ролл>, а музыка темнокожих исполнителей, в
том числе благодаря
радио, приобретала популярность среди белых подростков.
<Однако, Пресли также повезло с историческим периодом, в середине и конце
1950-х годов начало взрослеть поколение послевоенного "бэби-бума" и они, как
и предыдущие поколения, нуждались в собственной музыке>, - констатировал
критик. <Кроме того, в то время наступала эра телевидения>, - добавляет он.
Как подчеркивает Бессман, <Пресли был очень харизматичным исполнителем, его
движения бедрами придавали выступлениям столь сильный сексуальный подтекст,
что, как известно, первоначально его показывали по телевизору только выше
Как указывает критик, <хотя Пресли не писал песни сам, он привлекал лучших
композиторов-песенников своего времени>.
<Таким образом, не говоря уже об огромном таланте Пресли, как певца и
исполнителя, с культурной точки зрения, все условия соответствовали тому,
чтобы он стал
бесспорным <королем рок-н-ролла>, - подчеркивает Бессман.
Иван Пильщиков
Источник:
https://news.mail.ru/society/30701531/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников