[свободная трибуна] В Ленинградской области из болота достали фрагменты самолёта, защищавшего в годы ВОВ "дорогу жизни"
В Ленинградской области из болота достали фрагменты самолёта, защищавшего в
годы ВОВ "дорогу жизни"
Раскрыта ещё одна историческая тайна. Восстановлена картина событий,
которые произошли 30-го мая 43-го года в одном из районов Ленинградской
области. Обломки
самолета были обнаружены несколько лет назад, но достать их из трясины
удалось только сейчас. И теперь известно всё о подвиге лётчика.
Такая погода для поисковиков - настоящий подарок. Январские морозы сковали
Большое болото, а сейчас почти плюсовая температура и к месту падения
самолета,
наконец, может добраться техника. В другое время сюда не пройдут даже
снегоболотоходы.
"Эти места глухие, недаром называется болото Большое. Если в другое время
года попытались бы сюда попасть, это было бы невозможно", - говорит
руководитель
военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа Олег
Титберия.
О том, что в небе над Ладогой 30 мая 1943 года советский летчик таранил
вражеский самолет, рассказывали еще старожилы. Но определить место его
гибели смогли
только три года назад. Охотовед обратил внимание на небольшую деталь посреди
болота.
К поиску подключилось Российское военно-историческое общество. Несколько
месяцев его участники обходили топи с металлоискателями, прощупывали
болотные ямы
руками. Водолазы рубили почти метровый лед, погружались по горло в
промерзшую жижу. И вот на поверхности появляется стойка шасси. Почти в
идеальном состоянии.
Болотная вода прекрасно сохраняет детали: пулемет, изогнутый от удара о
землю, двигатель, винт. И самое ценное для поисковиков - заводские номера.
Они
читаются без труда. А значит в архиве Министерства обороны можно найти
документы и узнать имя летчика.
"Хорошков Александр Петрович, гвардии младший лейтенант. Мы считаем, что
место падения самолета - это место гибели летчика. Он был представлен к
награждению
не посмертно, а как живой. Скорее всего, его однополчане и командир для
того, чтобы все-таки увековечить, не написали, что он без вести пропал.
Потому
что, если бы написали, что офицер пропал без вести, вряд ли бы его
наградили", - говорит руководитель департамента поисковых работ Российского
военно-исторического
общества Сергей Мачинский.
Лейтенант Хорошков родился в деревне Изосимово Тамбовской области в 1919
году. Окончил авиашколу. С начала войны - на Ленинградском фронте. 30 мая
1943
года вылетел на прикрытие "дороги жизни". Его сослуживцы докладывали:
Хорошков атаковал несколько немецких бомбардировщиков, не дал им сбросить
бомбы и
вынудил уйти. Но при этом сам был ранен, а самолет получил серьезные
повреждения. Горел. До аэродрома ему оставалось всего несколько километров.
Дальнейшие события описывали уже очевидцы - жители окрестных деревень и
бойцы "дороги жизни". Неожиданно перед горящим самолетом появился вражеский
"Хенкель".
И наш летчик, не раздумывая ни минуты, пошел на таран.
"Он уже ранен, самолет подбит, дымит. И у него все законные основания, чтобы
покинуть самолет, и никаких претензий не было бы к нему. Но он видит
немецкий
бомбардировщик, который готовится сбросить бомбы на порт Кабону, и он,
конечно, понимает, что такое порт Кабона. Это порт, который снабжает
блокадный Ленинград.
И он принимает решение таранить этот самолет, не думая уже о дальнейшем,
какая судьба будет у него", - говорит руководитель военно-исторического
центра
Северо-Западного федерального округа Олег Титберия.
В поднятом самолете видны патроны, то есть боеприпас почти не израсходован.
По всей вероятности, летчик не мог стрелять, потому что истекал кровью. Он
умирал,
но обессиленный все равно направил свою машину на врага, лоб в лоб.
Сегодняшняя операция - очень важный и трогательный момент, но, как говорят
поисковики, далеко не финал всей работы. Реставраторы обещают привести в
порядок
хотя бы некоторые детали самолета, а поисковики поставили перед собой цель -
обязательно найти родственников летчика Хорошкова Александра Петровича.
24-летний
герой создать семью не успел. В родной деревне его так и не дождалась мама
Наталья Макаровна. Но 72 года спустя можно, наконец, сказать, что летчик
возвращается
домой.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/302777
С уважением, Эдуард Фурников