Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Ветеранов полярных конвоев Великой Отечественной войны чествовали сегодня в Петербурге

[свободная трибуна] Ветеранов полярных конвоев Великой Отечественной войны чествовали сегодня в Петербурге
приветствует Вас!
Ветеранов полярных конвоев Великой Отечественной войны чествовали сегодня в
Петербурге

В Петербурге торжественно открыт мемориал героям полярных конвоев. На
торжественную церемонию прибыли и ветераны из тех стран, которые помогали
Советскому
Союзу военными поставками, несмотря на жесточайшие обстрелы немецкими
кораблями и подлодками.

Хлебом-солью и с цветами, кажется, 11 британских ветеранов и не ожидали
такую тёплую встречу. С улыбкой, немного растерянно, они пробовали русский
хлеб
в аэропорту и шутили: последний раз его ели в 1942-м в морском порту
Мурманска. Полярные конвои прибывали туда после опасного двухнедельного
перехода.
Шли мимо оккупированной Норвегии: Люфтваффе и немецкий флот топили суда с
грузом помощи для Советского Союза. Везли всё: танки, самолёты, оружие,
продовольствие.
Этот маршрут был самым коротким - от Великобритании до СССР - и самым
опасным.

"Наш премьер-министр Уинстон Черчилль называл полярные конвои "самым ужасным
путешествием в мире". И поверьте мне, из-за погодных условий на море это так
и было: если человек выпадал за борт, это был смертельный приговор", -
рассказывает участник полярных конвоев Антони Снеллинг.

На кителе Антони Снеллинга английские боевые награды рядом с российскими:
медаль Ушакова на самом видном месте. Ее вручают за мужество и отвагу на
военно-морском
флоте. Мистер Снеллинг прилетел в Петербург вместе с сыном - одному в 91 год
путешествовать тяжело. Экскурсии, встречи, музеи - это лишь второстепенные
пункты программы. Главное событие визита - памятник.

Три моряка стоят на вечной вахте. Они родом из Великобритании, США и России
- стран-союзников, которые по северным морям доставляли грузы в Мурманск и
Архангельск.
Памятник участникам полярных конвоев открыли, как и положено на флоте,
торжественно и строго. Но даже в официальной части нашлось место семейным
рассказам
- тесть Георгия Полтавченко был участником конвоев.

"Он рассказывал, что зимой практически в условиях полярной ночи приходилось
работать, и холод был такой, что кожа прилипала к металлу настроек и бортов
кораблей", - вспоминает и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгий
Подтавченко.

Фотография на память - обязательный элемент. Тем более, с ветераном конвоев
из Архангельска: пусть они и не знакомы, и языковой барьер даёт о себе
знать,
но общее прошлое поможет найти общий язык.

Караван из 20-30 судов шёл с эскортом. Его охраняли британские крейсеры,
эсминцы, подводные лодки. Немецкие атаки и глубоководные мины не раз
рассеивали
чёткое построение. Самым страшным оказался переход конвоя PQ-17: из 36
торговых судов прорвалось лишь 11. Люди, спасающиеся с тонущего корабля,
могли продержаться
в воде около 10 минут. После чего кровообращение останавливалось от холода.
На помощь конвоям не раз приходили советские боевые корабли - они выходили
навстречу в Баренцево море, спасали тонущих и сопровождали конвой дальше.

"Мы передавали друг другу сигналы вспышками света. И таким образом
встречались в открытом море. И один раз советские корабли подходили к нам во
время атаки
немецкой авиации. Но они не развернулись, не ушли от бомбёжки, а стали
помогать нам отстреливаться!" - вспоминает участник полярных конвоев
Фредерик Джеветт.

Фредерик Джеветт прослужил всю войну на Британском флоте. Он провёл 22
конвоя, в том числе и тот, где принимал участие ледокол "Красин" весной
1942-го,
экскурсия по которому неожиданно стала самой весёлой точкой визита.

Ледокол "Красин" - единственный сохранившийся в России корабль, который
принимал участие в Великой Отечественной войне. И он до сих пор на плаву.
Может
быть, поэтому ветераны из Великобритании, ступив на его историческую палубу,
почувствовали себя чуть свободнее и исполнили песню времён своей юности.

Наталия Люблинская
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/266728
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 2 Sep 2014 00:04:36 +0400 (#3113441)