Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

За 2013-01-08

[свободная трибуна] История песенки "В лесу родилась ёлочка".

[свободная трибуна] История песенки "В лесу родилась ёлочка".
приветствует Вас!
В лесу родилась ёлочка:>
история песенки
В редакцию нашего журнала сразу пришло несколько писем с одним и тем же вопросом:
кто написал песенку <в лесу родилась ёлочка:>, и вообще, какая у неё история?
Некоторые выражают сомнение, что у неё был автор, считая это народным произведением.

Есть, наши уважаемые читатели, есть у этой песенки и поэт, и композитор. Но сначала
давайте сверим текст, потому что имеются <разночтения>. Пусть каждый, читая,
проверит себя:
в лесу родилась ёлочка,
в лесу она росла.
зимой и летом стройная,
зелёная была.

метель ей пела песенку:

<спи, ёлочка, бай-бай!>

Мороз снежком укутывал
<смотри, не замерзай!>

трусишка зайка серенький
под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк
рысцою пробегал.

чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрепит:
лошадка мохноногая
торопится, бежит.

везёт лошадка дровенки.
а в дровнях- старичок.
срубил он нашу ёлочку
под самый корешок.

теперь ты здесь, нарядная,
на праздник к нам пришла
и много-много радости
детишкам принесла.

Стихи эти написала Раиса Адамовна Гидройц (в замужестве Кудашева). Родилась она
в 1878 году в семье чиновника московского почтамта. Окончила женскую гимназию
М.Б. Пуссель. Служила гувернанткой, учителем, библиотекарем. Читать любила всегда.
С детства писала стихи.

Раиса Адамовна печаталась в журналах: <подснежник>, <малютка> и <светлячок>.
А в 1899 году в журнале <русская мысль> вышла её большая повесть для взрослых
<лери>. Несколько позже повесть была даже переведена на французский язык.

Накануне рождественских праздников, в 1903 году, Кудашева написала стихотворение
<ёлка>. Декабрьский номер журнала <малютка> уже был сдан в печать, когда Раиса
Адамовна принесла свои новые стихи. Тотчас же в типографию передали распоряжение,
и номер был перевёрстан, так как главному редактору очень хотелось, чтобы в 12-м
номере журнала вышла <ёлка>.

Это стихотворение, как и большинство своих произведений, Кудашева подписала инициалами
А. э. <я не хотела быть известной,- вспоминала она впоследствии, -но не писать
не могла>.

Два года спустя <ёлка> стала песенкой. 17 октября 1905 года в семье Леонида Карловича
Бекмана и известной русской пианистки Елены Александровны Бекман-Щербины произошло
радостное событие. Вот как об этом писала в своих воспоминаниях сама Елена Александровна:
<моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую
ёлку- сестричку Олю, которая родилась тоже 17 октября. Пока я лежала, Леонид
как-то сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для неё песенку на слова
Р.А. Кудашевой из детского журнала <малютка>: <в лесу родилась ёлочка, в лесу
она росла...>. Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила и, чтобы
не забыть песенку, я записала её, так как автор был на этот счёт <неграмотным>.
Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник наш
сборник <Верочкины песенки>, выдержавший в короткий срок четыре издания, а после-
<Оленька-певунья>. Песенки имели большой успех и получили одобрение В.И. Сафонова,
С.И. Танеева, сестёр Гнесиных, А.Н. Скрябина и особенно С.В. Рахманинова. А <ёлочку>
поёт вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил
не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном!>

Леонид Карлович Бекман окончил в Москве естественный факультет университета и
Петровскую сельскохозяйственную академию, но при этом был композитором-любителем
и вообще страстным любителем музыки.

Композитор Михаил Львович Герцман как-то сказал мне про поразительное единство
слов и и музыки в этой песенке. Объяснил, что песенка по интервалике совсем не
простая, там есть сложные скачки в мелодии, но благодаря необыкновенному обаянию
и естественности мелодии они поются очень легко. И если бы Бекман хоть капельку
сфальшивил, схалтурил, никто бы эту песенку сегодня не пел:

Но вернёмся к автору стихов. В 20 лет Раиса Адамовна написала <в синем море,
на просторе:>, и композитор Р. Глиэр положил эти стихи на музыку. Вообще её произведения
для детей стоило бы переиздать. По журналам для маленьких концаXix - начала Xx
века насчитывается около двухсот стихотворений Р. Кудашевой. Например, <санки-самокатки>,
<Стёпка-растрёпка>, <беда петушка>. И всё- под псевдонимом. Самуил Яковлевич
Маршак объяснял успех её стихов использованием народных мотивов и весёлой манерой
повествования. Надо сказать, что оба, когда уже были в преклонных годах, перезванивались,
общались.

А судьба Раисы Адамовны сложилась очень тяжело. Она ведь была замужем за князем
Кудашевым. Наступила революция. Фамильный особняк им больше не принадлежал. На
работу её по понятным причинам не принимали. Князь умер. С голодом, с нищетой
она боролась одна.

В 1941 году Раиса Адамовна случайно услышала свою песню в поезде. Её попутчицами
были две бабушки с внучками. Одна из бабушек попросила свою девочку спеть что-нибудь.
Ребёнок запел: <в лесу родилась ёлочка, в лесу она росла:>.

В начале того же сорок первого года детиздат выпустил сборник, в который включили
и <ёлку> Р.А. Кудашевой. весь сборник назывался <ёлка>. его составительница Э.
Эмден (такое сведение я встретила в одном из журналов) отыскала автора.

О завершающем периоде жизни Раисы Адамовны мне попадались самые разные истории.

Один автор писал, что запоздавшее признание пришло к ней в 1950 году.

А накануне празднования 100-летия стихотворения <ёлка> я читала много такого
<сенсационного>, что встретишь лишь в нынешней <жёлтой> прессе.

Одна версия гласила, что нищая женщина явилась к главе союза писателей СССР Максиму
Горькому и попросила принять её вчлены союза. Он поинтересовался, есть ли у неё
книги, но книг не было. И тогда она прочла Горькому <ёлочку>, и её сразу же приняли
в союз писателей.

Всё это сомнительно. Горький умер в 1936 году, следовательно, если бы Раиса Адамовна
пришла к нему, то и до войны, и после войны она была бы известна, в том числе
и как автор самой любимой новогодней песенки.

Ещё одна версия. Однажды Александру Александровичу Фадееву (а он возглавлял союз
писателей СССР с 1946-го по 1954 год) доложили, что к нему пришла какая-то старуха,
говорит, что стихи пишет. Вошла женщина преклонного возраста, плохо одетая, с
мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала:

-жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.

Фадеев спросил:
-вы действительно стихи пишете?
-писала, печатали когда-то,- ответила старуха.
-прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:
в лесу родилась ёлочка,
в лесу она росла.
зимой и летом стройная,
зелёная была.

-так это вы написали?- вскричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было впервые
напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут маленькие
дети, когда доходят до строк: <срубил он нашу ёлочку под самый корешок>. Затем
вызвал сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А. Кудашеву
немедленно оформили в союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
-её стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась,- сказал
он

всё это тоже как-то сомнительно. Во-первых, почему Раиса Адамовна явилась к Фадееву
с мешком? Она ведь не бомж какой-нибудь. Хоть и бедно, но жила в Москве. Сам
Фадеев родился в 1901 году и вряд ли мог держать в руках двенадцатый номер журнала
<малютка> за 1903 год и вообще прочесть это стихотворение. Значит, не читал,
но пел в новогоднем хороводе. И пел ли: вступление же в союз писателей СССР было
делом очень непростым- с рекомендациями и разбирательством кандидатуры на заседании
президиума. Так что если подобная встреча действительно состоялась, то автора
песенки Фадеев мог оформить только членом литфонда, что действительно давало
писателям материальную поддержку.

сама я помню, как в пятидесятые годы в одном киножурнале действительно показали
сюжет: дети пришли к старой женщине, автору всеми любимой песенки про ёлочку.
Теперь-то я точно зная, что в 1958 году журнал <огонёк> поместил небольшую заметку
о Р.А. Кудашевой. Тогда и пришла известность, о которой Раиса Адамовна действительно
писала своей подруге Анне Ивановне Сытиной: <мне же всё происшедшее со мной кажется
сном:>.

В конце 1958 года в детгизе вышла тоненькая книжечка- маленький сборник стихотворений
Р.А. кудашевой <в лесу родилась ёлочка>.

Умерла Раиса Адамовна в 1964 году.

Её песню никто не называет <ёлка>. целые поколения детей, водивших хороводы вокруг
новогодней ёлки, называли эту песенку ласково, по её первой строчке: <в лесу
родилась ёлочка>.

Замечательный исследователь детской литературы Владимир Глоцер писал: <в песенке
Кудашевой выражена вся нежность к лесной гостье. она именуется только ласково-
ёлочка. Нежность сквозит и в том, как относятся к ней персонажи сказки. Обычно
сердитые мороз и метель заботятся о ней. <метель ей пела песенку: мороз снежком
укутывал>. Ласковость разлита и это, несомненно, одна из причин, почему сказочка
Кудашевой так нравится детям>.

<и ещё деталь,- писал Глоцер. -на протяжении почти всей песенки про ёлочку говорилось
в третьем лице: <она>, <ей>, <нашу> (она же была далеко), а в концовке автор
и, следовательно, читатель с нею на ты, потому что она, к общей радости, теперь
здесь, рядом. И как приятно, что ей можно сказать ты, и наверное, потрогать.

Так вся песенка написана в тональности, наиболее соответствующей настроению читателя.

И потому: сколько будет существовать новогодний праздник, столько будут дети
читать и петь на нём <в лесу родилась ёлочка:>.
(Ольга Клековкина,
журнал <школьный вестник>, ?1, 2007 г.).

С уважением, Эдуард Фурников

   2013-01-08 22:00:05 (#2647246)

[свободная трибуна] Игры у ёлки

[свободная трибуна] Игры у ёлки
приветствует Вас!
Привет всем. Игры у ёлки всегда были неотъемлемой частью новогодних празднеств.
В своих закромах нашлось немалое, чего и размещаться будет ниже. Как-то сам перечитывал,-
очень интересно. И вспомнилось, как в школьные годы мы, ученики, ставили на новогодние
утренники разные пьески, водили хороводы вокруг ёлки да и немало было и очень
интересных игр.

1. Игры у ёлки

2.. Прекрасен наш традиционный хоровод у ёлки. Но ведь и игр придумано огромное
множество. Они придадут новогоднему празднику необычный оттенок, повеселят и
детей, и сопровождающих их взрослых. Вот некоторые из игр. Их можно развить,
разнообразить, придумать самим что-то новое. Творите, выдумывайте, пробуйте!
3. Что есть на ёлке?

4.. Ведущий заранее выучивает (или читает с листа) приведённые ниже стишки.
Можно самим придумать ещё множество новых. Детям объясняется задача игры: услышав
название ёлочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: <Да!>, а когда называется
то, чего на ёлке не бывает, надо промолчать. Ведущий произносит текст не очень
быстро, но и не давая детям времени особенно задумываться. Очень скоро смешно
становится всем, потому что неизбежно возникают ошибки. Итак, вот текст:
5.. Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка.
6.. Белые снежинки,
Швейные машинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки.
7.. Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки.
8.. Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки.
9.. Яблоки и шишки,
Петины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты.
10.. Или:
11.. Разноцветные хлопушки,
Одеяла и подушки.
12.. Раскладушки и кроватки,
Мармеладки, шоколадки.
13.. Шарики стеклянные,
Стулья деревянные.
14.. Плюшевые мишки,
Буквари и книжки.
15.. Бусы разноцветные
И гирлянды светлые.
16.. Снег из ваты белой,
Ранцы и портфели.
17.. Туфли и сапожки,
Чашки, вилки, ложки.
18.. Шарики блестящие,
Тигры настоящие.
19.. Шишки золотистые,
Звёздочки лучистые.
20. Что изменилось?

21.. Эта игра требует хорошей зрительной памяти. Участниам по очереди предлагают
задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной-двух ветвях ёлки,
и запомнить их. Затем детям надо выйти из комнаты- в это время несколько игрушек
(три-четыре) перевесят: одни уберут, другие добавят. Войдя в комнату, ребятам
надо рассмотреть ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста можно
усложнять и упрощать задания.
22. Телеграмма деду морозу

23.. Ведущий просит каждого из ребят (по кругу) называть прилагательные, например:
дорогой, весёлый, толстый, рыжий, горячий, голодный, вялый, грязный, серо-буро-малиновый:
24.. Все прилагательные ведущий вписывает по порядку их произнесения, заполняя
пробелы в тексте телеграммы:
25.. :Дедушка мороз!
26.. Все : дети и : взрослые с нетерпением ожидают твоего : прихода.
27.. Новый год- это самый : праздник в году.
28.. Мы будем петь для тебя : песни, танцевать : танцы!
29.. Наконец-то наступит : новый год!
30.. Мы сядем за : стол, будем есть : новогодние блюда, пить : напитки и веселиться
от всей своей : души.
31.. Как не хочется сейчас говорить о : учёбе.
32.. Но мы обещаем, что будем получать только : оценки.
33.. Так что открывай поскорее свой : мешок и вручай нам : подарки.
34.. С уважением к тебе : мальчишки, : девчонки и их : родители!
35.. Текст можно придумать и разнообразить самим. Кстати, эта игра прекрасно
подходит и для взрослой компании
36. Маска, я тебя знаю!

37.. Ведущий надевает одному из детей маску, которую тот не видел. Задача игрока-
отгадать, что это за маска. Для этого он, не трогая маску руками, задаёт разные
наводящие вопросы, на которые получает ответы-подсказки, состоящие только из
слов <да> и <нет>:
38.. -Это животное?
-Нет.
-Человек?
-Нет.
-Птица?
-да!
-Домашняя?
-Да/нет.
-Она кудахчет?
-Нет.
-Крякает?
-Да!
-Это утка!
39.. Отгадавшему в качестве приза вручается сама маска.
40. Кузовок

41.. Старинная святочная игра. Все садятся за стол, ставят на него корзинку,
и ведущий говорит соседу по столу:
42.. -Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на-ок, обмолвишься- отдашь залог.
43.. Сосед, а за ним и все остальные по очереди называют слова на-ок:
44.. -Я положу в кузовок клубок.
-А я платок.
-Я- замок:
Кто обмолвится или не найдёт, что сказать, кладёт в корзинку залог (какую-нибудь
свою вещь)- платок, карандаш, значок и так далее.
45.. По окончании игры корзинку накрывают чем-нибудь, и кто-то один достаёт
залог за залогом и со словами: <Чей залог вынется, что тому делать?> Каждому
назначают выкуп- попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать, чтобы
он получил назад свою вещь.
46. Это я, это я, это все мои друзья

47.. Ведущий, заранее выучив вопросы (или читая с листа), задаёт их детям,
которые отвечают одной и той же фразой: <Это я, это я, это все мои друзья>.
48.. Вопросов можно придумать ещё очень много. Главное, чтобы было весело.
49.. -Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас, как подрастёт, в космонавты лишь пойдёт?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас, хочу я знать, учится всегда на пять?
-Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Это я, это я, это все мои друзья.
50. Приз на нитке

51.. Эта игра известна всем взрослым, но ведь от этого она не стала менее весёлой.
Натягивают верёвку, на неё подвешиваются на ниточках разные мелкие призы (игрушки,
конфеты и пр.). Участнику завязывают глаза и дают в руки ножницы (с закруглёнными
краями, чтобы избежать травм). Он должен подойти к верёвке и срезать призы, какие
сможет, за определённое время (например, пока все остальные дружно считают пяти
или десяти). Потом ножницы получает следующий участник. И так до тех пор, пока
призы не закончатся (готовьте их побольше).
52. Смешинка

53.. Каждый играющий запоминае какое-нибудь слово или короткое словосочетание,
например: лопнувшая хлопушка, леденец, сосулька, гирлянда, баба яга, пирожок
с капустой (дети сами говорят друг другу на ушко слова, которые им приходят в
голову; ведущий в это время отходит, чиго не слышать).Затем ведущий обходит участников
игры по кругу и задаёт им различные вопросы, например:
54.. -Кто ты?
-Лопнувшая хлопушка.
Второму ребёнку:
-А какой сегодня праздник?
-Леденец.
Третьему:
-А что это у тебя (показывая на нос)?
-Сосулька.
Четвёртому:
-А что капает с сосульки?
-Гирлянда:
Пятому:
-Что ты ел сегодня на завтрак?
-Бабу-ягу.
Шестому:
-Какая у тебя самая большая в жизни мечта?
-Пирожок с капустой!
Каждый участник должен отвечать на любой вопрос своим словом, при этом слово
можно склонять соответствующим образом. У кого из участников ответ на вопрос
будет наиболее правдоподобным, тот становится ведущим. При полном несовпадении
остаётся прежний ведущий.
55. Смешные истории

56.. Ведущий раздаёт каждому участнику игры по листу бумаги и по карандашу.
Затем он задаёт игрокам вопросы: <Кто?>- <Где?>- <Когда?>- <Что делал?>- <Кто
пришёл (приполз, приковылял, прилетел и т.п.)?>- <Что стали делать вместе?>-
<Чем дело закончилось
57.. Вопросы задаются по одному. Каждый игрок, услышав вопрос <кто?>, должен
придумать и написать ответ, затем закрыть его, загнув бумагу со строчкой ответа,
и передать соседу слева. Сам же он берёт лист с закрытым ответом от соседа справа.
58.. Подглядывать, что написал сосед, нельзя. Самое интересное в этой игре-
именно то, что ты не знаешь, что написал сосед справа, передавший тебе лист,
и как ответит на следующий вопрос сосед слева, не знающий, что именно написал
ты на переданном ему листе.
59.. Звучит следующий вопрос: <Где?> Написав ответ, надо снова загнуть бумагу,
передать лист соседу слева и взять лист у соседа справа. И так по кругу.
60. Когда все ответы написаны, разворачиваем бумажки и по очереди читаем то,
что получилось. А получаются нелепые, но очень смешные истории. Приведём подлинный
пример:

61.. Кощей
Под кроватью
В полночь
Пел песни
Пришла учительница
Они стали изобретать вечный двигатель
(Дело кончилось тем, что) они поругались, а потом подружились.
62. Какое всё зелёное!

63.. Участникам игры предлагается принять участие в аукционе. Каждый поочерёдно
называет любой предмет самого популярного в новогоднюю ночь цвета- зелёного.
Повторять уже названные предметы не разрешается. Последний назвавший предмет
зелёного цвета- победитель.
64. Поймай снежок

65.. Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии двух-четырёх
метров (в зависимости от возраста игроков). У одного ребёнка вместительный полиэтиленовый
пакет, у другого- мешочек с определённым количеством снежков (скомканные листы
бумаги). По сигналу ребёнок бросает снежки, а напарник старается поймать их пакетом.
Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберёт большее количество снежков.
66. Гусеница

67.. Для этой игры понадобится много надутых шариков- на один меньше, чем играющих.
Ребята строятся паровозиком, но между ними должны быть шарики, которых нельзя
касаться руками (руки можно положить на плечи впереди идущему). Удерживать шарики
можно, только прижимаясь друг к другу. Можно разбить детей на команды или пары
и узнать, какая гусеница больше проползёт. Оказывается, очень сложно не лопнуть
шарику и не расцепиться.
68. Портрет деда мороза

69.. За одну минуту несколько детей должны вместе нарисовать на листе ватмана
портрет деда мороза. Так как рисуют все сразу- получается обычно очень весело!
Если участников много, можно разделиться на две команды и потом оценить, у кого
дед мороз самый красивый.
70. Да и нет

71.. Ведущий произносит текст, а дети должны ответить утвердительно или отрицательно
на каждый из вопросов. Вопросы можно придумывать самим, ну а призы, подарки,
поощрения вручаются всем участникам игры.
72.. Дед мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед мороз старик хороший, верно?
Носит юбку и калоши, верно?
Скоро дед мороз придёт, верно?
Он подарки принесёт, верно?
Ствол хорош у нашей ёлки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растёт на ёлке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей ёлки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед мороз боится стужи, верно?
Со снегурочкой он дружит, верно?
Ведь она же его дочка, верно?
Вы ответили все точно, верно?

   2013-01-08 18:48:25 (#2647095)