[свободная трибуна] История песенки "В лесу родилась ёлочка".
[свободная трибуна] История песенки "В лесу родилась ёлочка".
приветствует Вас!
В лесу родилась ёлочка:>
история песенки
В редакцию нашего журнала сразу пришло несколько писем с одним и тем же вопросом:
кто написал песенку <в лесу родилась ёлочка:>, и вообще, какая у неё история?
Некоторые выражают сомнение, что у неё был автор, считая это народным произведением.
Есть, наши уважаемые читатели, есть у этой песенки и поэт, и композитор. Но сначала
давайте сверим текст, потому что имеются <разночтения>. Пусть каждый, читая,
проверит себя:
в лесу родилась ёлочка,
в лесу она росла.
зимой и летом стройная,
зелёная была.
метель ей пела песенку:
<спи, ёлочка, бай-бай!>
Мороз снежком укутывал
<смотри, не замерзай!>
трусишка зайка серенький
под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
рысцою пробегал.
чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрепит:
лошадка мохноногая
торопится, бежит.
везёт лошадка дровенки.
а в дровнях- старичок.
срубил он нашу ёлочку
под самый корешок.
теперь ты здесь, нарядная,
на праздник к нам пришла
и много-много радости
детишкам принесла.
Стихи эти написала Раиса Адамовна Гидройц (в замужестве Кудашева). Родилась она
в 1878 году в семье чиновника московского почтамта. Окончила женскую гимназию
М.Б. Пуссель. Служила гувернанткой, учителем, библиотекарем. Читать любила всегда.
С детства писала стихи.
Раиса Адамовна печаталась в журналах: <подснежник>, <малютка> и <светлячок>.
А в 1899 году в журнале <русская мысль> вышла её большая повесть для взрослых
<лери>. Несколько позже повесть была даже переведена на французский язык.
Накануне рождественских праздников, в 1903 году, Кудашева написала стихотворение
<ёлка>. Декабрьский номер журнала <малютка> уже был сдан в печать, когда Раиса
Адамовна принесла свои новые стихи. Тотчас же в типографию передали распоряжение,
и номер был перевёрстан, так как главному редактору очень хотелось, чтобы в 12-м
номере журнала вышла <ёлка>.
Это стихотворение, как и большинство своих произведений, Кудашева подписала инициалами
А. э. <я не хотела быть известной,- вспоминала она впоследствии, -но не писать
не могла>.
Два года спустя <ёлка> стала песенкой. 17 октября 1905 года в семье Леонида Карловича
Бекмана и известной русской пианистки Елены Александровны Бекман-Щербины произошло
радостное событие. Вот как об этом писала в своих воспоминаниях сама Елена Александровна:
<моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую
ёлку- сестричку Олю, которая родилась тоже 17 октября. Пока я лежала, Леонид
как-то сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для неё песенку на слова
Р.А. Кудашевой из детского журнала <малютка>: <в лесу родилась ёлочка, в лесу
она росла...>. Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила и, чтобы
не забыть песенку, я записала её, так как автор был на этот счёт <неграмотным>.
Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник наш
сборник <Верочкины песенки>, выдержавший в короткий срок четыре издания, а после-
<Оленька-певунья>. Песенки имели большой успех и получили одобрение В.И. Сафонова,
С.И. Танеева, сестёр Гнесиных, А.Н. Скрябина и особенно С.В. Рахманинова. А <ёлочку>
поёт вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил
не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном!>
Леонид Карлович Бекман окончил в Москве естественный факультет университета и
Петровскую сельскохозяйственную академию, но при этом был композитором-любителем
и вообще страстным любителем музыки.
Композитор Михаил Львович Герцман как-то сказал мне про поразительное единство
слов и и музыки в этой песенке. Объяснил, что песенка по интервалике совсем не
простая, там есть сложные скачки в мелодии, но благодаря необыкновенному обаянию
и естественности мелодии они поются очень легко. И если бы Бекман хоть капельку
сфальшивил, схалтурил, никто бы эту песенку сегодня не пел:
Но вернёмся к автору стихов. В 20 лет Раиса Адамовна написала <в синем море,
на просторе:>, и композитор Р. Глиэр положил эти стихи на музыку. Вообще её произведения
для детей стоило бы переиздать. По журналам для маленьких концаXix - начала Xx
века насчитывается около двухсот стихотворений Р. Кудашевой. Например, <санки-самокатки>,
<Стёпка-растрёпка>, <беда петушка>. И всё- под псевдонимом. Самуил Яковлевич
Маршак объяснял успех её стихов использованием народных мотивов и весёлой манерой
повествования. Надо сказать, что оба, когда уже были в преклонных годах, перезванивались,
общались.
А судьба Раисы Адамовны сложилась очень тяжело. Она ведь была замужем за князем
Кудашевым. Наступила революция. Фамильный особняк им больше не принадлежал. На
работу её по понятным причинам не принимали. Князь умер. С голодом, с нищетой
она боролась одна.
В 1941 году Раиса Адамовна случайно услышала свою песню в поезде. Её попутчицами
были две бабушки с внучками. Одна из бабушек попросила свою девочку спеть что-нибудь.
Ребёнок запел: <в лесу родилась ёлочка, в лесу она росла:>.
В начале того же сорок первого года детиздат выпустил сборник, в который включили
и <ёлку> Р.А. Кудашевой. весь сборник назывался <ёлка>. его составительница Э.
Эмден (такое сведение я встретила в одном из журналов) отыскала автора.
О завершающем периоде жизни Раисы Адамовны мне попадались самые разные истории.
Один автор писал, что запоздавшее признание пришло к ней в 1950 году.
А накануне празднования 100-летия стихотворения <ёлка> я читала много такого
<сенсационного>, что встретишь лишь в нынешней <жёлтой> прессе.
Одна версия гласила, что нищая женщина явилась к главе союза писателей СССР Максиму
Горькому и попросила принять её вчлены союза. Он поинтересовался, есть ли у неё
книги, но книг не было. И тогда она прочла Горькому <ёлочку>, и её сразу же приняли
в союз писателей.
Всё это сомнительно. Горький умер в 1936 году, следовательно, если бы Раиса Адамовна
пришла к нему, то и до войны, и после войны она была бы известна, в том числе
и как автор самой любимой новогодней песенки.
Ещё одна версия. Однажды Александру Александровичу Фадееву (а он возглавлял союз
писателей СССР с 1946-го по 1954 год) доложили, что к нему пришла какая-то старуха,
говорит, что стихи пишет. Вошла женщина преклонного возраста, плохо одетая, с
мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала:
-жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев спросил:
-вы действительно стихи пишете?
-писала, печатали когда-то,- ответила старуха.
-прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.
Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:
в лесу родилась ёлочка,
в лесу она росла.
зимой и летом стройная,
зелёная была.
-так это вы написали?- вскричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было впервые
напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут маленькие
дети, когда доходят до строк: <срубил он нашу ёлочку под самый корешок>. Затем
вызвал сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А. Кудашеву
немедленно оформили в союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
-её стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась,- сказал
он
всё это тоже как-то сомнительно. Во-первых, почему Раиса Адамовна явилась к Фадееву
с мешком? Она ведь не бомж какой-нибудь. Хоть и бедно, но жила в Москве. Сам
Фадеев родился в 1901 году и вряд ли мог держать в руках двенадцатый номер журнала
<малютка> за 1903 год и вообще прочесть это стихотворение. Значит, не читал,
но пел в новогоднем хороводе. И пел ли: вступление же в союз писателей СССР было
делом очень непростым- с рекомендациями и разбирательством кандидатуры на заседании
президиума. Так что если подобная встреча действительно состоялась, то автора
песенки Фадеев мог оформить только членом литфонда, что действительно давало
писателям материальную поддержку.
сама я помню, как в пятидесятые годы в одном киножурнале действительно показали
сюжет: дети пришли к старой женщине, автору всеми любимой песенки про ёлочку.
Теперь-то я точно зная, что в 1958 году журнал <огонёк> поместил небольшую заметку
о Р.А. Кудашевой. Тогда и пришла известность, о которой Раиса Адамовна действительно
писала своей подруге Анне Ивановне Сытиной: <мне же всё происшедшее со мной кажется
сном:>.
В конце 1958 года в детгизе вышла тоненькая книжечка- маленький сборник стихотворений
Р.А. кудашевой <в лесу родилась ёлочка>.
Умерла Раиса Адамовна в 1964 году.
Её песню никто не называет <ёлка>. целые поколения детей, водивших хороводы вокруг
новогодней ёлки, называли эту песенку ласково, по её первой строчке: <в лесу
родилась ёлочка>.
Замечательный исследователь детской литературы Владимир Глоцер писал: <в песенке
Кудашевой выражена вся нежность к лесной гостье. она именуется только ласково-
ёлочка. Нежность сквозит и в том, как относятся к ней персонажи сказки. Обычно
сердитые мороз и метель заботятся о ней. <метель ей пела песенку: мороз снежком
укутывал>. Ласковость разлита и это, несомненно, одна из причин, почему сказочка
Кудашевой так нравится детям>.
<и ещё деталь,- писал Глоцер. -на протяжении почти всей песенки про ёлочку говорилось
в третьем лице: <она>, <ей>, <нашу> (она же была далеко), а в концовке автор
и, следовательно, читатель с нею на ты, потому что она, к общей радости, теперь
здесь, рядом. И как приятно, что ей можно сказать ты, и наверное, потрогать.
Так вся песенка написана в тональности, наиболее соответствующей настроению читателя.
И потому: сколько будет существовать новогодний праздник, столько будут дети
читать и петь на нём <в лесу родилась ёлочка:>.
(Ольга Клековкина,
журнал <школьный вестник>, ?1, 2007 г.).
С уважением, Эдуард Фурников