Продолжаем изучение учебника «История этических учений»
под редакцией А.А. Гусейнова.
Раздел первый
КИТАЙ
Глава II
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
§ 1. КОНФУЦИАНСТВО (ЖУЦЗЯ): ЭТИКА РИТУАЛЬНОЙ БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ
И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Во II в. до н.э., в
эпоху Хань, Конфуций был признан "некоронованным царем", или
"подлинным властелином" (су ван), а его учение обрело статус
официальной идеологии и, победив главного конкурента в области
социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его
кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание
этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа1).
Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям
"Конфуция эпохи Хань" -Дун Чжуншу (II в. до н.э.), который,
использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя, детально
разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему
некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле
Неба"), необходимые для официальной идеологии централизованной империи.
В целом в эпоху Хань
(конец III в. до н.э. - начало III в. н.э.) было создано "ханьское
конфуцианство", основное достижение которого - систематизация идей,
рожденных "золотым веком" китайской философии (V-III вв. до н.э.), и
текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной
классики.
Реакцией на
проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры И связанное с этим
оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о
таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ). Постепенное нарастание как
идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к
восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения,
вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584- 617), Хань Юй
(768-824) и его ученик Ли Ао (772-841).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.