Продолжаем изучение учебника «История этических учений»
под редакцией А.А. Гусейнова.
Раздел первый
КИТАЙ
Глава II
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
§ 1. КОНФУЦИАНСТВО (ЖУЦЗЯ): ЭТИКА РИТУАЛЬНОЙ БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ
И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
После смерти
Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные
направления, которых к III в. до н.э., по свидетельству современника Хань Фэя, было
уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ -
"Великое учение", Сяо цзин, комментарий к канонической летописи Чунь
цю - "Весны и осени") и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн
- "Срединное и неизменное", Си цы чжуанъ) представления Конфуция. Две
целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные
ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в
IV-III вв. до н.э. предложили Мэн Кэ, или Мэн-цзы (ок. 372-289), и Сюнь Куан,
или Сюнь-цзы (III в. до н.э.). Первый из них выдвинул тезис об изначальной
"доброте" человеческой природы (син1), которой
"гуманность", "должная справедливость",
"благопристойность" и "разумность" присущи так же, как
человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально
зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям. Поэтому
указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения.
В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на
исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной и
гносеопраксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение
сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию
"гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа
над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя,
Сюнь-цзы же сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей
идеального государя "завоевание" своего народа, что сближало его тем
самым с легизмом.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что
Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.