Этика (греч.
«нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.
История этики —
история этических теорий.
Этика Паульсена
Религиозность —
говорит он, примыкая к Шлейермахеру — есть чувство благоговения перед
Бесконечным, а также уверенность в том, что основой и конечной целью мира
является абсолютное благо. Представление и понятие, в которые облекаются эти
чувства, являются второстепенным и преходящим содержанием религиозности. Одним
из блестящих пунктов этики Паульсена является разъяснение иезуитского принципа
«цель оправдывает средства». Этот принцип ложен, если под целью разумеют не
высшее моральное благо, а ту или иную частную цель. Его ошибочность состоит
также и в том внутреннем противоречии, которое он обыкновенно получает на
практике. Дело в том, что ничто в жизни, а в особенности в человеческих
отношениях, не является только средством, но всегда оказывается в той или иной
мере и целью. Поэтому, например, убийство человека ради спасения своих ближних
непозволительно, так как этим действием осуществляется, между прочим,
безнравственная цель, а именно гибель человека, которая лишь софистически
подводилась под понятие средства. При правильном понимании этого положения
никогда не может быть, чтобы средство, которое само по себе дурно, служило для
высшей моральной цели. Высшее моральное благо достижимо только хорошими
средствами — и если под целью разуметь именно это благо, то иезуитская формула
получает значение бесспорной истины. Конечно, иезуитская практика была далека
от такого понимания по существу верного принципа. В сфере социальных вопросов
Паульсен обнаруживает примирительную тенденцию. И здесь он оценивает возможные
решения с точки зрения общей целесообразности. Скорее относясь отрицательно к
социал-демократическому движению, он признаёт правильность поставленного им
требования более справедливого распределения жизненных ценностей. Однако такое
распределение не требует тех коренных реформ, которые постулируются
социал-демократией. Проведение в жизнь социал-демократической программы
представило бы, по мнению Паульсена, чрезвычайные затруднения и могло бы
оказаться крайне гибельным историческим экспериментом, имеющим своим
результатом крушение тех самых идеалов, к которым стремится социал-демократическая
партия (развитие культуры и индивидуальная свобода). Вообще социальный вопрос
не есть только вопрос политики и государственной жизни, но главным образом
вопрос морали, частной хозяйственной жизни и индивидуальных отношений.
Универсальных средств для его разрешения нет. Он должен быть разрешаем в каждом
частном хозяйстве. Каждый работодатель должен сознавать свои обязанности по
отношению к своему рабочему или слуге. Идея справедливости и её общественной
целесообразности должна быть внутренне усвоена всем общественным организмом — а
это достигается, во всяком случае, не путём одних только внешних реформ.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.