Этика (греч.
«нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.
История этики —
история этических теорий.
Этика Паульсена
Свою систему этики
сформулировал Фридрих Паульсен в работе «System der Ethik». В этом капитальном
труде приведены к гармоничному единству все важнейшие черты новейшей этики.
Паульсен называет своё этическое мировоззрение телеологическим энергетизмом.
Под телеологией в этике Паульсен разумеет точку зрения, оценивающую поступки
как дурные или хорошие на основании тех результатов или целей, к которым они
тяготеют по самой своей природе. Эту точку зрения Паульсен противополагает
формально-интуитивной, оценивающей действия безотносительно к их результатам,
на основании чисто формального требования чистоты нравственного побуждения. С
чрезвычайной ясностью показывает Паульсен полную недостаточность такой
формальной этики, не имеющей для оценки действий никакой точки опоры.
Несомненно, говорит Паульсен, что акт благожелательства получает положительную
моральную оценку именно потому, что он направлен к определённому факту, а
именно ко благу нашего ближнего. Напротив, если наши действия клонятся к
результатам, в том или ином смысле гибельным для жизни, то они именно в силу
этого обстоятельства получают другую оценку. Итак, только реальное значение
наших поступков для нашей собственной жизни и для наших окружающих является той
почвой, на которой могут создаваться моральные ценности. Однако если таким
путём определяются общие нормы нравственности, то из этого ещё не следует, что
каждый отдельный поступок оценивается исключительно по его результатам. Каждое
деяние, относясь к тому или иному моральному типу, может иметь в каждом
отдельном случае различное индивидуальное значение. Кража для себя и кража ради
спасения своего ближнего получают различную оценку в зависимости от внутреннего
стимула деяния. Вообще, Паульсен различает в поступках, а в зависимости от того
— и в их оценке, две стороны: субъективную и объективную. Поступки, имеющие
объективно отрицательные последствия, являются всегда дурными; но если они совершены,
кроме того, с желанием этих последствий, они характеризуются как злые. Хорошими
поступками Паульсен называет те, которые направлены к жизненному благу как
субъективно, так и объективно. Этический энергетизм Паульсена состоит в
понимании блага как известного объективного содержания бытия и
жизнедеятельности. Здесь Паульсен противополагает свою точку зрения гедонизму,
признающему высшим благом удовольствие. Моральное благо есть всегда
определённое жизненное содержание, к которому удовольствие или неудовольствие
присоединяется как вторичное и с моральной точки зрения несущественное
обстоятельство. Вообще, несогласно с психологией утверждать, что нормальная
деятельность человека определяется стремлением к удовольствию или избавлению от
страданий. Человек прежде всего стремится к осуществлению тех действий, которые
соответствуют его природе. Он ест не ради удовольствия еды, а для поддержания
своего существования. Вообще всякая жизненная сила и потребность стремится
осуществить то или иное жизненное содержание, не спрашивая, к чему приведёт это
стремление — к удовольствию или страданию. Если нормальные функции жизни
превращаются иногда в средства достижения наслаждения, то сама природа жестоко
наказывает за такое извращение её действительных целей. Итак, только жизнь с её
объективными отношениями, с её разнообразным материальным и идейным содержанием
есть то, что может быть названо благом. Благо жизни состоит именно в её полноте
и свободном раскрытии всех функций. Однако идеал морального блага имеет
различное содержание в зависимости от тех жизненных форм, к которым он относится:
надо различать благо индивидуума, благо нации, государства, человечества. Благо
человечества есть высшая идея эмпирической этики. Ей подчинены частные виды
блага индивидуумов и народов, но подчинены не как безразличные средства, а как
органические части. Но и на этой идее жизненной полноты и внутреннего
совершенства общечеловеческой жизни не может остановиться человеческая этика.
За этим эмпирически определённым моральным горизонтом намечаются более
отдалённые, но вместе с тем и более высокие моральные цели. Человечество есть
лишь одно звено всемирной жизни: она тяготеет к высшему моральному благу,
которому имя Бог. Только в религии этика получает своё завершение. Впрочем, та
религиозность, которая должна быть связана с истинным этическим настроением,
определяется Паульсеном чрезвычайно широко.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.