Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Но несчастье именно в том и заключается, что «законы
народов» никогда и ни при каких условиях не совпадают настолько с законами
природы, чтобы цивилизованное состояние было бы вместе с тем и состоянием
естественным. Если бы вообще можно было представить себе возможность такого
совпадения двух состояний, то во всяком случае лишь как компромисс, причем,
однако, ни одно из них не достигло бы своего идеала, а далеко отставало бы от
него. Тому же, кто пожелал бы достигнуть идеала одного из этих двух состояний,
пришлось бы принять положение, формулированное самим Руссо: «Приходится
выбирать одно из двух — создавать человека или гражданина, ибо нельзя создавать
одновременно и того и другого».
В нас заложены обе необходимости: природа и культура. Мы не
можем быть только самодовлеющими, мы должны стоять так же и в отношении к
другому. Из этого вытекает, что неизбежно должен существовать такой путь,
который не был бы только рациональным компромиссом, мы должны найти такое
состояние, такой процесс, который вполне соответствовал бы живому существу — в
том, например, смысле, в котором пророк говорит: «semita et via sancta»; «via
directa ita ut stulti non errent per eam» («узка священная тропа»; «путь прямой
таков, что и глупцы не могут на нем заблудиться»). Итак, я готов признать, что
отчасти прав и поэт Шиллер, в данном случае несколько насиловавший мыслителя в
нем; я склоняюсь к этому потому, что существуют истины не только рациональные,
но и иррациональные. Явно неосуществимое путем интеллекта часто, однако,
сбывается иррациональным путем. Действительно, все наиболее знаменательные
метаморфозы, которые человечество переживало, не явились результатом умствований,
а осуществились такими путями, которых современники или не замечали, или не
признавали, считая их за безумство; и лишь гораздо позднее люди постигали их
внутреннюю необходимость. Но еще чаще случалось так, что их не постигали вовсе,
потому что наиболее важные законы развития человеческого духа до сих пор скрыты
от нас за семью печатями.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.