Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Мы видим, что тут Шиллер пытается возвыситься над опытом,
иными словами, он старается придать красоте такое свойство, которое ей в опыте
не принадлежит. Шиллер полагает, что «красоту нужно понять как необходимое
условие человечности», то есть как необходимую принудительную категорию.
Поэтому он говорит и о чистом разумном понятии красоты, и о
«трансцендентальном» пути, уводящем нас из «круга явлений и от живого
присутствия вещей». «Кто не достаточно смел, чтобы перейти границы
действительности, тот никогда не завоюет истины». Субъективное противление
против эмпирически неизбежного низводящего пути заставляет Шиллера властно
приказать логическому интеллекту служить чувству, принуждая его к такой
формуле, которая делала бы в конце концов возможным достижение первоначального
намерения, несмотря на то что невозможность его уже была доказана в достаточной
мере.
Такое же насилие производит и Руссо, когда предполагает, что
зависимость от природы не порождает пороков, но что все пороки порождаются
зависимостью от людей; благодаря этому Руссо приходит к такому заключению:
«Если бы законы народов, подобно законам природы, могли иметь такую
незыблемость, которую никогда не могла бы одолеть никакая человеческая сила, то
зависимость от людей стала бы опять зависимостью от вещей; в государстве
соединились бы все преимущества естественного состояния и гражданского; к
свободе, которая предохраняет человека от пороков, присоединилась бы
моральность, возвышающая его до добродетели». На основании такого соображения
Руссо дает следующий совет: «Держите ребенка в зависимости от одних вещей, и вы
будете следовать порядку природы в постепенном ходе его воспитания». «Не нужно
принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить, или
заставлять ходить, когда ему хочется остаться на месте. Если воля детей не
испорчена по нашей вине, они не захотят ничего бесполезного».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.