Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Не подлежит никакому сомнению, что Шиллер глубоко ощущал
этот конфликт в своей личной жизни и что это столкновение породило в нем жажду
и тоску по единообразию и единству, которые могли бы спасти и освободить
функции, подавленные и томящиеся в рабском труде, и восстановить утраченную
гармонию жизни. Вагнер также был обуреваем этой мыслью и в своем «Парсифале»
символически выразил ее в образах потерянного и возвращенного копья и
исцеленной раны. Что Вагнер пытался выразить в художественно-символическом
образе, то Шиллер старается высказать в философском рассуждении. И если он не
высказывает этого громко, то достаточно ясно подразумевает, что его проблема
вращается вокруг восстановления античного образа и понимания жизни; из этого
непосредственно вытекает, что христианское разрешение своей проблемы он либо
недосматривает, либо умышленно обходит. Как бы то ни было, но духовный взор его
направлен более в сторону греческой красоты, нежели христианского учения об
искупительной жертве, хотя целью христианства было то же, о чем печется и
Шиллер, а именно: избавление от зла. Юлиан Отступник говорит в своей речи о
царе Гелиосе, что сердце человеческое «обуреваемо неистовой борьбой», чем он
метко определяет не только самого себя, но и все свое время: он говорит о внутренней
разорванности, царившей в последний период античного мира и выявившейся наружу
в том беспримерном, хаотическом смятении умов и сердец, от которого
христианское учение обещало спасти человека. То, что христианство дало, было,
правда, не разрешением, а отрешением, спасением через высвобождение [В
подлиннике непередаваемая буквально игра слов: Losung — Erlosung — Loslbsung. —
прим. перев.] одной ценной функции из связанности с остальными, которые в те
времена властно заявляли о своих правах на соправительство. Христианство давало
одно определенное направление, исключая возможность всех остальных. Возможно,
что это обстоятельство было одной из самых существенных причин, по коим Шиллер
умалчивает о возможности спасения, предложенной христианством. Близкое
отношение античного духа к природе, казалось, обещало ту возможность, которой
не давало христианство. «Природа предписывает нам в ее физическом творении тот
путь, которого мы должны держаться в нравственном. Борьба элементарных сил в
низших организациях должна быть окончена, для того чтобы природа могла
возвыситься до благородного творчества физического человека. Точно так же
борьба элементов в этической природе человека, столкновение слепых стремлений
должны успокоиться, грубая противоположность в нем должна прекратиться, прежде
чем можно отважиться на покровительство разнообразию. С другой стороны, прежде чем
подчинять разнообразие единству идеала, нужно, чтобы укрепилась самостоятельность
характера и чтобы покорность чужой деспотической форме уступила бы место
достойной свободе».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.