Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Прежде всего Шиллера занимает вопрос о причине и
происхождении разделения этих двух функций. Он с твердой уверенностью указывает
на дифференцирование индивидов как на основной мотив разделения: «Сама культура
нанесла новому человечеству эту рану». Уже одно это положение показывает нам,
как широко Шиллер понимал нашу проблему. Распадение гармонического взаимодействия
психических сил в инстинктивной жизни подобно вечно открытой, никогда не
заживающей ране Амфортаса, потому что дифференцирование одной функции из многих
других неизбежно влечет за собою чрезмерное разрастание ее и вместе с тем
запущение и искалечивание других функций. «Я ясно вижу преимущества, которые
нынешнее поколение, рассматриваемое как единое целое, имеет на весах рассудка
перед лучшими мужами прошлого. Однако состязание должно начаться сомкнутыми
рядами и целое должно быть сравниваемо с целым. Кто же из новых выступит
вперед, дабы сразиться один на один на приз человечества с каким-либо
афинянином? Откуда же это невыгодное отношение индивидов при выгодах целого
рода?».
В этой отсталости современных людей по сравнению с древними
Шиллер обвиняет культуру, то есть дифференцирование функций. Он прежде всего
показывает нам, как в искусстве и науке интуитивный и спекулятивный рассудок,
расколовшись, ревниво отмежевывают друг от друга области своего применения. «А
вместе с ограничением сферы деятельности чувства и рассудок нашли в самих себе
господина, который нередко подавлял все остальные способности: подобно тому как
в одном случае расточительная фантазия опустошает кропотливые насаждения
рассудка, так в другом дух абстракции пожирает то пламя, около которого могло
бы согреться сердце и воспламениться фантазия». И дальше: «Можем ли мы
удивляться пренебрежению, с которым относятся к некоторым душевным
способностям, если общество делает должность мерилом человека, если оно чтит в
одном из своих граждан лишь память, в другом лишь рассудок, способный к счету,
в третьем лишь механическую ловкость; если оно в этом ищет лишь знание, будучи
равнодушным к характеру, другому прощает величайшее омрачение рассудка ради
духа порядка и законного образа действий; если оно стремится в такой же мере к
грубой интенсивности отдельного умения в субъекте, в какой оно снисходительно к
экстенсивности, — и все это ради того, чтобы взрастить единственно ту способность,
которую оно чтит и награждает».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.