Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
4. Номинализм и
реализм.
б) Проблема
универсалий в схоластике.
«Бытие, очевидно, не есть реальный предикат, иными словами,
оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы присоединиться к понятию вещи.
Оно есть только полагание вещи или известных определений само по себе. В
логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Положение «Бог есть
всемогущее существо» содержит в себе два понятия, имеющие свои объекты: Бог и всемогущество;
словечко есть не составляет здесь дополнительного предиката, а служит лишь для
того, чтобы ставить предикат в отношение к субъекту. Если я возьму субъект
(Бог) вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и
всемогущество) и скажу «Бог есть» или «есть Бог», то я не присоединяю никакого
нового предиката к понятию Бога, а только полагаю субъект сам по себе вместе со
всеми его предикатами, и притом как предмет в отношении к моему понятию. Оба
они должны иметь точь-в-точь одинаковое содержание, и потому к понятию,
выражающему только возможность, ничего не может присоединиться вследствие того,
что я мыслю его предмет просто как данный (посредством выражения: он есть).
Таким образом, действительное заключает в себе не больше содержания, чем только
возможное. Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем
сто возможных талеров».
«Но мое имущество более велико при ста действительных
талерах, чем при одном лишь понятии их (то есть возможности их)».
«Итак, каково бы ни было наше понятие о предмете, мы, во
всяком случае, должны выйти за его пределы, чтобы приписать ему существование. Для
предметов чувств это достигается путем связи с каким-либо из моих восприятий
согласно эмпирическим законам; но что касается объектов чистого мышления, у нас
нет никакого средства познать их существование, потому что нам пришлось бы познавать
его совершенно априори, между тем как наше сознание всякого существования
целиком принадлежит к единству опыта, и, хотя нельзя утверждать, что существование
вне области опыта абсолютно невозможно, тем не менее допущение его никак не
может быть оправдано нами».
Надо было остановиться здесь на основоположениях Канта,
потому что именно у него мы находим самое точное разделение на esse in
intellectu и esse in re. Гегель упрекал Канта, говоря, что нельзя сравнивать
понятие Бога с сотней воображаемых талеров. Но ведь логика, как совершенно
справедливо замечает Кант, абстрагирует от всякого содержания, и она перестала
бы быть логикой, коль скоро допустила бы перевес содержания над формой. Тут,
как всегда в таких случаях, между логическими положениями «либо то — либо
другое» нет третьего, но это именно лишь с точки зрения логики. А между тем
между «intellectus», с одной стороны, и «res» — с другой, есть еще «анима», и
это «esse in anima» делает излишней всю онтологическую аргументацию. В «Критике
практического разума» Кант и сам сделал смелую попытку оценить с философской
точки зрения это esse in anima. В этом своем сочинении он вводит понятие Бога
как постулат практического разума, выводимый через познаваемое априори
«уважение к моральному закону из необходимого чаяния высшего блага и
вытекающего из того полагания объективной реальности этого блага».
Итак, «esse in anima» есть психологическая данность, о
которой единственно только то и нужно решить, встречается ли она в человеческой
психологии однократно, многократно или универсально. Фактическая данность,
называемая Богом и формулированная как «высшее благо», есть, как на то уже
указывает сам термин, высшая, душевная ценность, или, иными словами, есть
представление, которому дается или на долю которого фактически приходится
высочайшее и наиболее общее значение в определении наших поступков и нашего
мышления. На языке аналитической психологии понятие Бога совпадает с комплексом
представлений, объединившим в себе, согласно с вышеприведенным определением, наибольшую
сумму либидо (психической энергии). Из этого вытекает, что фактическое понятие
Бога в anima различных людей должно быть так же совершенно различно, что вполне
соответствует и нашему опыту. Бог даже в идее не есть устойчивое, незыблемое
существо; тем менее он может быть таковым в действительности. Мы знаем, что
высшая действенная ценность человеческой души локализована очень различно. Есть
души (<греч.>) (бог которых есть чрево. Фил. 3, 19), или деньги, наука,
власть, или сексуальность и т. д. Смотря по локализации верховного блага
происходит и сдвиг всей психологии индивида, по крайней мере в главных чертах,
так что психологическая «теория», построенная исключительно на каком-либо одном
основном влечении, как, например, на сексуальности или на жажде власти, и
примененная к человеку, ориентированному иначе, может объяснить адекватно лишь
второстепенные черты.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.