Кто виноват, что вы пошли в библиотекари или программисты, купившись на бесплатность обучения или низкий проходной балл? Никто. Купились - извольте работать библиотекарем или программистом, или врачом. Учить вас бизнесу в задачи данного вуза и/или данной выпускающей кафедры - не входило.
Высшее образование и бизнес
Здравствуйте! С вами Способный, и тема сегодняшнего разговора – высшее образование и бизнес. Вначале небольшое объявление. Прошлый выпуск рассылки – вторая часть про Вену, – кое-кому из подписчиков не поступил. Видимо, у Сабскрайба произошел сбой. Если так, то вы можете прочесть этот выпуск у них на сайте, пройдя по соответствующей ссылке.
Итак, высшее образование и бизнес. Не уверен, что это тема так уж сильно волнует читателей рассылки, поэтому в качестве бонуса – в конце выпуска – три мульта про бизнес в России. Для их просмотра читателям рассылки, наверное, нужно пройти на сайт.
Тема навеяна чтением выпусков других рассылок – мне захотелось узнать, о чём пишут авторы рассылок, каким то образом освещающие темы бизнес-старта. К моему удивлению, общим местом дискурса является тезис «высшее образование – это деньги и пять лет жизни, выброшенные на ветер». Авторы рассылок, которые мне довелось прочесть, и которые касались темы высшего образования, дружно поносили
высшее образование, агитируя за то, чтобы не тратить на него деньги и время – ни своё, ни своих детей. Мол, это совершенно лишнее: для бизнеса и для жизни вообще высшее образование совершенно не нужно. Давайте разберёмся с этим вопросом – так ли это.
Нужно ли для жизни высшее образование? Конечно. Достаточно представить, что у вашего ребёнка острый аппендицит. Нет высшего медицинского образования – нет хирургов, а значит, ваш ребёнок умрёт. Хотя… Может, вы детей не любите, и этот пример для вас не убедителен? Тогда представьте себе, что острый аппендицит у вас. А хирургов в стране не осталось, – начитавшись авторов рассылок, все
бросили учиться, и ушли в «бизнес»… :)
Обществу нужны не только бизнесмены. Обществу нужны и врачи, и пожарники, и солдаты, и инженеры, и чиновники… Чтобы понять это – необходим широкий кругозор, который можно – в принципе, – получить в вузе. А можно и не получить. Если вместо ОБРАЗОВАНИЯ вы получили «корочку», или даже некие «знания».
Быть образованным и быть начитанным – не одно и то же. Высшее образование можно получить в виде заочного обучения, вечернего и очного дневного. Люди, получившее высшее образование на дневном отделении, по статистике более образованны, чем вечерники, и ещё больше – чем заочники. Заочники, можно сказать, вообще не образованы – они, в лучшем случае, имеют «знания» и «корочку».
Почему? Да потому, что для получения образования важна среда, в которую человек погружается, важно живое общение с преподавателями. Вот почему считаются престижными те западные вузы, где профессора живут в студенческих городках рядом со студентами: студенты в этом случае имеют больше возможностей для живого общения с преподавателями. Общаясь с профессурой, студенты перенимают их «образ», – становятся «образованными». Что отражается в развитой речи, в хороших манерах, благородных интересах
(выходящие за пределы интересов быдла – «еда-секс-деньги»). Именно по этим внешним признакам мы и узнаём людей с высшим образованием, вне зависимости от того, ЧЕМУ их учили. Врач, инженер – не важно…
Да, врач в нашей стране может быть бедным – медицина у нас монополизирована государством, и врачам государство элементарно не доплачивает. А у человека, с трудом получившего аттестат о среднем образовании, может быть полно денег. Говорит ли это О ВРЕДЕ высшего образования? Нет, не говорит. Потому что среди людей, у которых полно денег, людей с высшим образованием гораздо больше, чем невежд. Наличие
денег у невежд говорит лишь о том, что высшее образование не является обязательным условием личной финансовой состоятельности человека. Это просто не связанные, почти что, друг с другом, вещи.
Итак, что даёт высшее образование? Оно, кроме «знаний» и «корочки», даёт: широкий кругозор, развитую речь, хорошие манеры, благородные интересы. Нужно ли всё это человеку? А смотря кому. Высшее образование в России за последнее десятилетие стало настолько доступным, что количество выпускников школ почти сравнялось с количеством абитуриентов. Людей без высшего образования встретить
труднее, чем с высшим. Отсюда произошло снижение авторитета высшей школы, с одной стороны, и снижение качества высшего образования с другой: нынешние выпускники вузов, взятые в среднем, просто невежды по отношению к людям, получавшим образование во времена, когда образование было не столь доступно.
То есть, в обществе должно существовать некое оптимальное соотношение людей образованных, и невежд: кто-то же должен и общественные унитазы чистить? Думаю, где то на уровне 50 на 50, или хотя бы 70 на 30. И чтобы восстановить это соотношение, наверное, нужно пропагандировать полную бесполезность высшего образования. Мол, «высшее образование – это деньги и пять лет жизни, выброшенные на ветер».
Высшее образование человека ничем ему не помогает в работе по чистке унитазов. И даже можно стать богатым – не имея высшего образования. И всё это – правда: не помогает, и можно стать. Просто другие выгоды высшего образования в пропаганде не должны упоминаться. Кто умный – тот разберётся в выгодах сам, а кто дурак – тот поверит пропаганде. Получается, что все те, кто пропагандирует вред высшего образования, занимаются общественно-полезным делом. Причем, бескорыстно, на общественных началах.
:)
С этим разобрались. Теперь о пользе высшего образования для старта собственного бизнеса. Опять-таки, утверждается, что пользы нет. Возможно. Но тут нужно смотреть не просто на факт высшего образования, а на СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Если вы отучились библиотекарскому делу или программированию, а потом решили основать своё дело никак не связанное с библиотекарским делом или программированием, – можете смело
клясть своё высшее образование, оно вам вряд ли поможет. Более того, оно вам будет только мешать: во время обучения вам настроили мозги в «противофазе» к бизнесу. Сейчас, кстати, там ситуация стала меняться, но до полной перестройки ещё далеко. Кто виноват, что вы пошли в библиотекари или программисты, купившись на бесплатность обучения или низкий проходной балл? Никто. Купились – извольте работать библиотекарем или программистом, или врачом. Учить вас бизнесу в задачи данного вуза и/или данной
выпускающей кафедры – не входило.
А в каких вузах и кафедрах готовят старт-аперов? Ближе всех к этому стоит специальность «предпринимательство». Несколько вузов России готовят таких специалистов. Насколько эффективно? Не знаю, но пока что никто не жаловался, что получил образование по специальности «предпринимательство», а основать своё дело так и не смог. Либо у всех выпускников получается, либо молчат в тряпочку…
:) Лично я думаю, что у большинства из них – получается. Потому что ну нет ничего сложного в том, чтобы стартовать бизнес. Если у кого-то с этим трудности – можете позадавать вопросы на форуме Школы Бизнес Стартов. На ваши вопросы ответят бизнес-тренеры с опытом (кстати, приглашаю к сотрудничеству!). Кому не хватает знаний или не знает, с какой стороны подступиться к старту бизнеса – можете в Школе Бизнес Стартов подучиться. С этим – тоже через форум.
Хочу напомнить читателям, что если кто-то решит перепечатать или цитировать этот текст, нужно дать ссылку на первоисточник – на мой блог, или на рассылку Школы Бизнес Стартов.
Ну а теперь – обещанные мульты. Напоминаю, что для их просмотра читателям рассылки нужно пройти на сайт.
Успехов!
Уважаемые читатели рассылки! Мне интересно Ваше мнение, пишите пожалуйста свои комментарии! Обсудить статью вы можете также на нашем форуме