Учитель - родителям Правда о школе. Из личного опыта.
Клиент всегда прав!
С принятием нового законаФЗ-83 (об автономии госучреждений, в том числе средних школ) школы перевели на самоокупаемость и коммерческие принципы работы. Чем больше клиентов (учеников), тем больше денег получает школа за оказание образовательныхуслуг населению. Принцип подушевогофинансирования.Если в советское время средства массовой пропаганды нас учили, что учитель всегда прав, его требования нужно выполнять, а не обсуждать, то сегодня предлагают новый принцип: ученик всегда прав!
Почему же нельзя найти золотую середину в этом вопросе? Учитель – это человек, а человеку свойственно ошибаться. Каждый имеет право на ошибку, как и на ее исправление. Ученик – это тот, кто учится, а, значит, пробует, ошибается и не может быть всегда прав.И это нормально. С учителем можно и нужно вступать в диалог, зачем навязывать однобокий монолог,мне не понятно. Есть же независимость судей,
должна быть сохранена и независимость учителя, чтобы никто не мог непосредственно надавить на него в принятии решения об объективной оценке знаний учащихся.
Только готово ли общество, родители учеников узнать о объективных знаниях, умениях детей? Деградация российского общества, отголоски демократических реформ, все социальные язвы (алкоголизм, безработица, неуверенность в завтрашнем дне и т.д.) отразились на детях в физиологическом плане, и в психическом.
О качестве работы учителя собираются судить по оценкам его учеников. Получается, учителю экономически невыгодно (так как при новой системе оплаты труда учитывают успеваемость учеников, мнения родителей) и с точки зрения оказания коммерческой образовательной услуги, ставить плохие отметки (и дети расстроятся, и их родители). Скоро все будут отличниками, еще одна «потемкинская деревня» российского образования будет построена!
Чему учат в школе?
Содержание образования сегодня не удовлетворяет ни потребностям времени, ни интересам учеников. Устраивает оно только учителей, боящихся любых перемен и не желающих учиться новому.
Необходимость перемен в образовании подтверждается низкимирезультатамироссийских 15-летних школьников, оцененные в рамках PISA (Programme For International Student Assessment). Согласно последнему PISA-2009, из 65 стран-участниц по математической грамотности мы на 38-м месте, по естественнонаучной — на 39-м, по читательской — на
43-м. Для наглядности: США, Китай, Япония и практически вся Европа впереди нас, а позади страны вроде Колумбии, Чили, Таиланда.
Кроме этого, негативное отношение учащихся к школе близко к критической точке.Вспоминаю случай, когда 1 сентября 2008 года мы вспоминали погибших в Беслане, смотрели документальные хроники, интервью сочевидцами теракта. В конце классного часа я попросиладетей написать отзывы о событиях в Беслане.Кроме искренних строчек сочувствия пострадавшим, меня поразила
не менее искренняя фраза: «Во - как повезло ученикам захваченной школы, они потом еще столько не учились!».
Для наших многих учеников – ходить в школу – тяжелое наказание. Еще Лев Толстой удивлялся, почему дети с радостью выбегают из школы, и с грустью идут туда, ведь получать новые знания, общаться с учителем, одноклассниками должно быть не только полезно, но и приятно? Бывают уроки, когда так не хочется слышать звонок, однако, чаще всего ученики считают секунды до звонка. Почему?
Предмет неинтересен, не нравится,как проходит урок, учитель не тот…
Про кадровую проблему мы уже немного поговорили.Обсудим содержание предметов в школе. Большой перечень предметов, к сожалению, не способствует качеству образования. Подход некоторых учителей: «мой предмет самый важный» тоже подходит не всем ученикам.Все дети разные. Мы много говорим о личностном подходе, а на деле вынуждены заставлять детей учить все предметы помимо их желания.Дети
они же несмышленые, не понимают, что им нужно. Сделаем за них выбор сами. Сделаем счастливыми насильно.
Увы, такие методы уже не работают. Современные дети четко знают, что им нужно. И заставляя старшеклассников учить все предметы, с благородной целью воспитатьвсесторонне развитую личность, мы кормим уже сытого ребенка. Приступы тошноты ко всему учебному процессу, ко всем предметам получаемв итоге.
Конечно, в начальной школе выбирать нужные конкретному ребенку предметыбудут родители, именно им на откуп отдается право определять, какое образование получат их дети.В основной и старшей школе, в основном, выбор будут делать сами дети. Неплохо было бы, чтобы школьный психолог помогал ученикам определиться, а не занимался посторонней деятельностью (организацией праздников, сбором денег и
т.д.).
В 1997 году я поступила в Школу космонавтики (Красноярский край) и впервые столкнулась с самостоятельным выбором учебных дисциплин. Был список обязательных предметов и дополнительных. Обязательные предметы были все те же, что и у обычных школьников, 1-2 раза в неделю, как допускалось по учебному плану. Специализироваться можно было по разным направлениям: историческому, филологическому, психологическому,естественно
- научному, физико-математическому. Дополнительные предметы проходили 6-8 раз в неделю. К тому же, были так называемые научно-исследовательские лаборатории, где мы занимались практическим изучением своего любимого предмета, написанием курсовых работ. Учились мы 6 дней в неделю, каждый день было по 8-10 уроков, с перерывом на полноценный обед. В классе нас было не больше 15 человек и учитель реально мог уделить время каждому ученику.Внеурочная деятельность была разнообразной – игра в КВН,
участие в детском движении, дискуссионный клуб.Было порою тяжело, но очень интересно учиться.
Поэтому я,всецело за то, чтобы старшеклассники выбирали себе учебные дисциплины сами, потому как самый главный вопрос качественного изучения предмета – это мотивация ученика. И важно, чтобы преподавали предметы по выбору грамотные педагоги, готовые выходить за рамки учебника, увлеченные своей наукой. В классе количество учащихся не должно быть больше 15 человек, и ни потому, что родители остальных детей не сумели
оплатить образование своего ребенка, а для индивидуальной работы с каждым школьником, для достижения им наибольших результатов в обучении.
Насколько успешна будет модель выбора предметов в начальной и основной школе покажет время. Мне кажется, что профориентацию в начальной школе вводить неразумно. В старших классах – это обязательно, и очень значимо то,где, кто и какбудет вести курс профориентации. Помогут ли школе власти заключать договора с интересными предприятиями, фирмами? Или все опять упрется в возможности родителей учащихся?
Природа не терпит пустоты, и большинство родителей, опасаясь влияния улицы на детей, составляют им такой график посещения всевозможных курсов, секций, занятий, что слово отдых считается, чем-то крайне предрассудительным, нереальным.Дети есть дети.Не нужно воровать у них детство!