Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учитель - родителям

  Все выпуски  

Учитель - родителям Легко давать советы…


На многих сайтах родителям в качестве заповедей для воспитания детей предлагаются наблюдения Марии Монтессори:

 

ЕСЛИ

 

-ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
-ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
-ребёнка хвалят, он учится быть благородным
-ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
-ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
-ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
-ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
-ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
-ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

 

 

Однако везде есть исключения из правил. И к советам нужно относиться не как к прямому руководству к действиям, а как к рекомендациям, ведь только Вы знаете индивидуальные особенности своего ребенка.

Это как советуют полным людям носить темную одежду, но не всем полным людям этот совет подходит. Ваш ребенок – особенный. И это истинная, правда. Больше такого нет. Поэтому все советы примеряйте относительно себя и своего ребенка.

Вот, например, рассмотрим НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ, по материалам педагогического  сообщества Pedsovet.ru(мои ремарки будут выделены цветом):

1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ребёнок сказать: «Я счастлив !»
А что такое счастье? Для ребенка счастье – скушать мороженое, сбежать с урока… и это Хорошее Воспитание? Думается, критерий счастья для проверки воспитания (а оно предусматривает и наказание, порицание, определение рамок дозволенного и недозволенного, усвоение ребенком прав и обязанностей и т.д.) не совсем точный.


2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

Для меня этот совет весьма удивителен. Свой первый опыт взаимоотношений ребенок черпает из своего окружения. И первый объект подражания – мама (или тот человек, который растит и воспитывает ребенка). Бытие определяет сознание. Если дурных примеров в окружении ребенка не будет, откуда же он их возьмет? Уважение же фактор взаимный – уважаем себя, уважаем ребенка – и он так же. Родители – самые важные примеры (авторитеты) для ребенка!!!

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
А как же дурные примеры? Или подростковый кризис? И в хорошей семье могут возникать трудности в определении свободы поведения ребенка, он может считать, что уже вырос и сам знает, а для родителей он остается все еще маленьким. Вопрос не в том, чтобы в хорошей семье не возникали проблемы воспитания, вопрос в том, как будут решаться эти проблемы. Лучше стола переговоров вряд ли найти для решения любых разногласий.


4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы.
Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

С этим тезисом, пожалуй, можно согласиться. Родители могут направлять, подставлять свое плечо, но решать за ребенка не нужно. Счастливым человеком насильно никого и никогда не сделаешь. Помните, что именно благими намерениями вымощена дорога в ад. Позвольте ребенку самому прожить свою жизнь, не крадите у него право на ошибки (они будут, это жизнь), как и право на счастье и право на самостоятельный выбор принятия решений. Конечно, хочется уберечь своего ребенка, защитить, но есть ли у вас 100% уверенность в правильности действий? Не будите ли вы потом виноватыми в бедах и несчастиях ребенка?

5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

Истины в последней инстанции не существует. Нельзя быть правым во всем и это каждый здравомыслящий родитель знает и понимает, не боясь признаться в собственном незнании чего-либо (давай вместе посмотрим, что такое оксид углевода…) или извиниться за неправоту (ребенок учится извиняться, когда и перед ним извиняются). Доверительные отношения с ребенком предусматривают диалог, а не монолог. Вместе искать истину можно, уже с рождения ребенку нужно объяснять почему «можно» и почему «нельзя».

6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

Я бы сказала не присматривать, а смотреть. В нашем мире много опасностей и защитить, уберечь – задача родителей.

Сколько несчастных случаев – выпал с балкона, закрыли и оставили в машине…Берегите своих детей, берегите!

7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

Без комментариев.



8. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай!
Не бойся!».

Как вам главные слова? Вообще, лучше не употреблять частичку «не» в общении с ребенком (особенность восприятия психики). Нужна утвердительная формулировка. То есть не «не разбей посуду!», а «будь осторожен с посудой!» Перефразируем «главные слова» для ребенка: «Радуйся! Веселись!  Будь смелым!». Я считаю, что настоящие главные слова для ребенка это: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ! ТЫ НАМ НУЖЕН! ТЫ-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!

9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков- один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

Если ребенка научить защищать себя, то такой проблемы не возникнет.

10. Иногда дети принимают близко к сердцу все школьные неприятности. Учите их различать, что важно, а что не очень.

Ребенок переживает, расстроен, а мы ему «это неважно!» Какие мы после этого родители? Если для нас неважно, что ему обидно и плохо, будет ли он потом делиться с нами своими переживаниями??? Здесь важно сопереживание, понимание. Пусть он вам точно расскажет (выслушайте внимательно) из-за чего расстроился, а потом вместе придумайте решение как это исправить. «Получил тройку за диктант? – не усвоил правила написания причастий, давай я с тобою позанимаюсь, завтра напишешь работу над ошибками, возьмешь задание у учителя и мы исправим плохую отметку»…


11. Если дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен… сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство требует жертв.

Здесь вопрос установления правил и их соблюдения, а обманом никогда ничего долговременного не решить. И снова вопрос о примере родителей, если они заняты чем-то более интересным, чем ТВ (компьютер), то такого не случается с ребенком. Правила должны соблюдаться всеми, чтобы они работали.

12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

Смех без причины- признак дурачины…

13. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину -создавайте такую необходимость в доме.

Здесь очень важен пример мужского поведения. Папы очень важны в воспитании детей, одним своим присутствием.

14. Вы пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».

15. Говорите ребёнку : «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом : «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы
тебя кормим, поим».

17. Старайтесь ни кого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас
.
18. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию.
Хвалите ребёнка, но чаще хвалите людей в его присутствии.

19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого
Слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.


21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу : «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

25. Говорят: «Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год».
Хвалите ребёнка с утра до вечера!

Хвалить нужно за дело, как и ругать, чтобы не вышло как в басне у Крылова «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку».

26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

А если лучше? Ребенок должен чувствовать, что для родителей он самый лучший, что они его любят безусловностей ТАКИМ КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

27. Скажите ребёнку : «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей- в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».

28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».
Для первоклассника интересным было то, что он смог забраться на турник, а про неудачную контрольную по математике или съеденный старшеклассниками его обед он явно не расскажет. Не интересно же.

Старшеклассник же на такой вопрос буркнет «ничего». Лучше просто спросить: как прошел твой день?

 


В избранное