Сегодня то и дело обсуждается вопрос о нехватке мест в детском саду. Нынешний кризис связан, в том числе и с тем, что с 1990 года в стране вследствие перепрофилирования и приватизации детских садов число их сократилось почти вдвое - с 88 тысяч до 46 тысяч. И большинство родителей с момента рождения ребенка
уже озабочены поиском подходящего садика.
Однако стоит задуматься над вопросом, а нужен ли ребенку детский сад? Именно такая формулировка вопроса, а не утверждение «нам нужен детский сад», приводит к интересным выводам. Никогда не сравнивали детский сад с домом престарелых? Там такое же государственное учреждение, квалифицированные работники, сверстники, специальные развивающие занятия…
Согласитесь, что сходства есть, но желания туда отправиться добровольно явно маловато.
Как сделать так, чтобы ребенок, не чувствовал себя брошенным в детском саду, и детский сад не превратился в «детский ад» (помните, в советское время из-за опечатки в слове Сталинград – «Сталинг ад» вся редакция газеты очень жестоко поплатилась, хотя суть генсека была отражена вполне справедливо) обсудим в данной статье.
Если говорить об истории появления детских садов, то самый первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге.По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять
тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами».
Кратко принципы Фребеля звучат так:
1. Для маленького ребенка жизнь - Игра.
В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн — словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений. Подчиняясь
этой враждебной потребности создавать, ребенок строит, режет, стругает, рисует, лепит, красит, клеит — словом, видоизменяет попавший ему в руки материал.
2. Детям врожденно чувство общественности.
Начиная с четырех лет и даже раньше дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и воспитателям. Биология объясняет нам, что человек издревле жил обществом, а не в одиночку, и потому чувство общественности прочно унаследовано потомством.
Поэтому и нужен детский сад – для игры в обществе сверстников. Наказания основатель детских садиков не предусматривал, и, наверное, не догадывался, что потом непослушного ребенка могут затолкать в шкафчик для одежды или посадить детей на горшки, открыть окно настежь…
Таким образом, фребелевский детский сад основан по образцу большой семьи, где дети — братья и сестры, а воспитательница — ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать.
В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детского сада были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц.
Бум детских садов приходится на советский период, это связано, прежде всего, с освобождением женских рабочих рук, для увеличения производительности труда, но не как не с улучшением положения детей, хотя стоит заметить, что коллективная психология и воспитание в духе советской идеологии в детском саду проходило гораздо эффективнее. Родители даже подумать не могли о том, что детский сад – это не всегда благо для ребенка.О подготовке
к детскому садику речи не велось, детей в ясли отдавали очень рано, по принципу «раньше пойдут, быстрее привыкнут», а что бедным детям оставалось?
Сейчас время другое. И мы имеем право выбирать, и на основе индивидуальных особенностей ребенка, определять полезное и нужное для него конкретно.
Детский сад, по мнению, многих родителей необходим для общения. И как основной минус родители называют снижение детского иммунитета, рост заболеваний.
Как отмечают психологи, сверстники большинству детей становятся интересны лишь с трех лет, а до этого очень важным является общение с мамой. Маму малышу никакая суперняня ( бабушка и т.д.) не заменит.
Конечно, есть жизненные обстоятельства, как например, пишет одна мама: «мне пришлось выйти на работу когда сыну было 8 мес. так как папы у нас нет, работать приходится мне, сын остается с бабушкой. и каждый раз когда я приезжаю домой, я работаю в другом городе, сын потихоньку отстраняется от меня, называет бабушку мамой. сыну сейчас 1 год и 3 нед. Я, конечно, очень переживаю из за этого, но думаю, что самое главное,
чтобы он был здоров, а потом когда подрастет все поймет и простит меня за то, что я не была с ним это время, я очень его люблю и очень сожалею что не бываю с ним».
При нормальном материальном обеспечении семьи лишать ребенка мамы непростительно.
Что же касается повышения уровня заболеваемости ребенка, то большинство болезней, которыми может переболеть ребенок в детском садике - острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок
меньше общается с другими людьми. Меньше болеет. Здесь нужно учитывать этот фактор, и первое время маме не работать, чтобы иметь возможность спокойно сидеть с заболевшим малышом дома, а также сделать необходимые прививки. Причем некоторые врачи считают, что лучше переболеть в детстве, чем потом в более позднем возрасте, скажем ветрянкой.
Итак, вне всякого сомнения, родительское решение отдавать ли ребенка в детский сад во многом определяется их личным опытом. Тем не менее,в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы. Это:
1.Общение со сверстниками, другими взрослыми – первые стрессы, конфликты, «борьба за свое место под солнцем»;
2.Развитие иммунитета – частые ОРЗ и другие инфекции.
Это нужно учитывать применительно к вашему ребенку.
Таким образом, в идеале детский сад является дополнением семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по возрасту детей, когда мать не имеет достаточно времени или знания, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда в семье не имеется свободного для игры помещения, или когда житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. После нескольких часов пребывания ребенка в детском саду,
ребенок должен остальную часть дня проводить в семье, среди своих домашних игрушек. И большинство психологов советуютс 1,5 лет готовить малыша к детскому садику и отдавать его не раньше, чем в 3 года для девочек, и в 3,5 года для мальчиков, чтобы детский сад не превратился в «детский ад».