Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Математика, которая мне нравится О математике для самых маленьких


Честно говоря, о какой-то математике для малышей говорить тяжело. Важно общее развитие. К нему относится и физическое, и речевое развитие, и умение читать и считать. Вся математика на этом уровне, на мой взгляд, сводится к простейшей арифметике, но вот тут важно научить ребенка понимать, что стоит за числами, за арифметическими действиями, это самое главное. Я никогда не пользовалась никакими методиками и развивающими пособиями. Наверное, зря. Хотя, судя по результатам, без них вполне можно было и обойтись)) Ведь все же достаточно ясно и понятно любому любящему родителю. Да, на первых порах важно физическое развитие малыша. Нужен массаж, гимнастика, сначала пассивная, потом все более активная. Не нужно бояться тормошить новорожденного младенца. Когда опытная врач-педиатр моего месячного сынишку подержала немножко за ноги вниз головой, мне было страшновато. Однако потом я сама много раз проделывала тот же самый трюк. Ну да, мышцы ребенка укрепляются! Могу здесь рассказать о том, что делала сама и что потом прочитала и считаю полезным. Конечно, нужно как можно больше говорить с малышом, рассказывать о своих действиях, объяснять, показывать и т.д. Конечно, нужно найти упражнения для самых маленьких и такой гимнастикой заниматься. Можно повесить над кроваткой малыша яркие буквы, цифры. А вот В.И.Арнольд, наш довольно известный математик, рассказывал в своих воспоминаниях, что у него висели геометрические фигуры. Ребенку же все интересно, и треугольнику он рад так же, как яркой игрушке. Разумеется, никаких уроков для детей быть не должно, должна быть просто веселая игра. Но занятия должны быть систематическими. Да, вы потратите больше времени на изучение букв с годовалым младенцем, но к пяти годам он прочтет больше книжек, чем тот, кто начал эти самые буквы учить в четыре года. То же относится и к цифрам. Считайте с малышом ступеньки, когда по ним поднимаетесь и спускаетесь, считайте деревья, палочки, да все, что угодно. Это же весело и интересно! Важно при изучении букв не называть их “Бэ”, “Вэ”, “Ща” и т.д., только звуки: “Б”, “В”, “Щ”. Иначе научиться складывать из них слова будет практически невозможно. Кстати, это очень тяжело, и процесс конструирования слов из отдельных букв у моих детишек занял гораздо больше времени, чем изучение самих букв. И еще трудно было. - Вот сидело две птички, прилетело 3, сколько стало птичек? - Пять, - не задумываясь, сходу. - А теперь скажи, сколько будет два плюс три? Молчание затягивается надолго, ответа нет. Ну, поехали снова с птичками. Много-много раз, пока конкретное не позволило осознать абстрактное… Да, почему-то относят к математике знания, что такое большие и маленькие предметы, знание календаря, времени и т.д. Я, наверное, неправильно считаю опять-таки все это общим развитием. Ну и в заключение забавный случай. Был только один раз в жизни, когда меня потряс ребенок, чужой ребенок. Жаркое лето, мы с годовалым сынишкой стоим в многочасовой очереди за билетами на поезд. Есть еще дети, в том числе и мальчик постарше с мамой. Детям скучно, непонятно, чем их занять. Сели на скамеечку. Мама мальчика достала книжку с картинками. Смотрю – ребенок читает. Читает вслух, довольно бегло, не по складам, а мальчик не очень большой. Почитал, посмотрел картинки. Скучно. Начал считать, сколько месяцев и дней осталось до его дня рождения. Посчитал правильно – месяц и сколько-то дней. И вот тут-то я узнала, что через месяц и сколько-то дней мальчику исполнится 3 года! Это было еще не все. Скучно же. И мальчик начал считать по-английски, до 10 точно посчитал, потом не помню. Тут мне стало любопытно, я подошла к маме и заговорила с ней, спросила, знает ли ее сын английский. Мама, безумно смущаясь, ответила, что он только “немножко понахватался”. Помнится, потом, уже через много лет, я видела, кажется, того же мальчика и его маму в детской поликлинике. И он произвел не меньшее впечатление. То, как он говорил, о чем говорил, выдавало мощный интеллект. Интересно было бы узнать, где сейчас тот мальчик. Увы, почему-то я думаю, что школа сделала очень много для того, чтобы все испортить

В избранное