Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Математика, которая мне нравится О школе


- У нас в школе, если человек хоть что-то знает, ставят “пять”, а если ничего не знает… - “Три”? - Нет, что Вы, “четыре”!

(Из разговора со школьником уже не один год назад.)

Вот так и учат. Оценки при этом не страдают, а о знаниях говорить не стоит. Беда… Самое интересное, что при таком подходе к обучению и к оценкам выделяют где-то лучшие и худшие школы. У меня в последнее время создается впечатление, что хороших школ нет вообще. Все то, что хвалят, все те школы, которые получают гранты и прочие призы и благодарности, при ближайшем рассмотрении оказываются несравненно хуже, чем средняя школа, учившая детей в советское время, скажем, в восьмидесятые годы прошлого века))) Хотя нет, еще теплится надежда, что те школы, о которых рассказывают чудеса (мол, там учат думать, не заставляют учить наизусть и т.д.) встречаются. Надежда, как известно, умирает последней… Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Страшные школьные нагрузки, о которых постоянно все рассказывают. Забавно, если изучить эти нагрузки пристально, становится понятно, что большая нагрузка в сегодняшней школе только одна – это нагрузка на память. Да, нормальному ученику очень тяжело выучить наизусть, не понимая, материал в том объеме, который в его бедную несчастную голову пытаются затолкать. А толку от такого заучивания – чуть, потому что это самое выученное через месяц-два покинет натруженный мозг и испарится в неведомом направлении. А знаний как не было, так и нет. Такая учеба с каждым годом распространяется все шире и шире. Да, учителям так проще. (Нет, я не хочу винить учителей, их ставят в такие условия, что им порой деться некуда!) Да, детям так тоже проще. Думать, учить думать, анализировать страшно тяжело, ничего тут не попишешь. Но зато результат будет совсем другой! Что остается делать бедным ученикам? Вывод очень простой: нужно заниматься самообразованием, например, здесь. Если не повезло со школой и учителями (да, тем, у кого прекрасные учителя, можно только позавидовать, и замечательно, что такие учителя еще бывают, еще не перевелись они в школах!), нужно учиться самим. Благо во Всемирной паутине различных образовательных ресурсов сейчас достаточно, и многие из них очень неплохого качества. Да, может быть, еще не все знают о различных заочных школах, которые или бесплатно, или за символическую плату высылают учебные материалы с заданиями. Выполненные задания проверяются и высылаются обратно ученикам. Это такие школы как ЗФТШ при МФТИ, ВЗМШ при МГУ, есть еще Северо-Западная ЗМШ (надо сказать, что учат тут не только математике, есть и другие предметы). Важно: учиться нужно исключительно индивидуально, группы коллективный ученик дают гораздо меньше, чем хотелось бы. Школы эти работают уже в течение многих лет и хорошо себя зарекомендовали. А вот еще один, по моему мнению, признак того, что в школе учат плохо – это организация дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что ЕГЭшные задания спокойно решаются на твердую “четверку” в рамках нормального знания школьной программы. Нужно просто учиться. К ЕГЭ не нужно специально готовиться, просто необходимо освоить обычную школьную программу. Наверное, я слишком резка. Тем не менее, могу сказать, что не знаю ни одного своего одноклассника, который потратил бы хотя бы 5 минут на подготовку к письменным выпускным и письменным и устным вступительным экзаменам (да-да, тогда все это было). И тем не менее, поступили все, и практически все закончили лучшие ВУЗы страны. И хотя школа была физико-математическая (ФМШ 45 при ЛГУ), но поступали наши ребята и в очень приличные гуманитарные ВУЗы, потому что хорошо нас учили по всем предметам без исключения.

В избранное