Продолжаем изучать книгу Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая
поэма»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
2. Бесславное начало
колонии имени Горького
Мы пошли в лес. Калина Иванович догнал меня и в страшном
волнении зашептал:
— Что такое? Скажите на милость, чего это они такие добрые?
Я рассеяно глянул в голубые очи Пана и сказал:
— Скверно, брат, дело… Первый раз в жизни ударил человека.
— Ох ты, лышенько! — ахнул Калина Иванович. — А если они
жаловаться будут?
— Ну, это еще не беда…
К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я поработал с
ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились,
но свежий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега,
дружное участие пилы и топора сделали свое дело.
В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и,
пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:
— А здорово! Ха ха ха ха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог
не ответить ему улыбкой:
— Что — здорово? Работа?
— Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему,
конечно, было уместно. Я и то удивлялся, как я решился тронуть такого богатыря.
Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и
направился к дереву:
— История, ха ха ха!..
Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утренние
события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не
сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но
Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:
— Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы
понимаем…
3. Характеристика
первичных потребностей
На другой день я сказал воспитанникам:
— В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по
спальне. В город можно уходить только с моего разрешения. Кто уйдет без
отпуска, пусть не возвращается — не приму.
— Ого! — сказал Волохов. — А может быть, можно полегче?
— Выбирайте, ребята, что вам нужнее. Я иначе не могу. В
колонии должна быть дисциплина. Если вам не нравится, расходитесь, кто куда
хочет. А кто останется жить в колонии, тот будет соблюдать дисциплину. Как
хотите. «Малины» не будет.
Задоров протянул мне руку.
— По рукам — правильно! Ты, Волохов, молчи. Ты еще глупый в
этих делах. Нам все равно здесь пересидеть нужно, не в допр же идти.
— А что, и в школу ходить обязательно? — спросил Волохов.
— Обязательно.
— А если я не хочу учиться?.. На что мне?..
— В школу обязательно. Хочешь ты или не хочешь, все равно.
Видишь, тебя Задоров сейчас дураком назвал. Надо учиться — умнеть.
Волохов шутливо завертел головой и сказал, повторяя слова
какого-то украинского анекдота:
— От ускочыв, так ускочыв!
В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным
пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил
воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую
законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих
педагогических рук — дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной
задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею.
Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который
будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я
на него посмотрел сердито и сказал:
— Не выводи меня из себя. Убери!
— А то что? Морду набьете? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо
совершенно искренно:
— Слушай! Последний раз предупреждаю: не морду набью, а
изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
— Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с
вами!
Я на него загремел:
— Как ты разговариваешь?
— Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
— Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
— Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.