Продолжаем изучать книгу Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая
поэма»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
2. Бесславное начало
колонии имени Горького
В тот год рано начались снежные вьюги, и весь двор колонии
был завален сугробами снега, а расчистить дорожки было некому. Я просил об этом
воспитанников, но Задоров мне сказал:
— Дорожки расчистить можно, но только пусть зима кончится: а
то мы расчистим, а снег опять нападет. Понимаете?
Он мио улыбнулся и отошел к товарищу, забыв о моем
существовании.
Задоров был из интеллигентной семьи — это было видно сразу.
Он правильно говорил, лицо его отличалось той молодой холеностью, какая бывает
только у хорошо кормленых детей. Волохов был другого порядка человек: широкий
рот, широкий нос, широко расставленные глаза — все это с особенной мясистой
подвижностью, — лицо бандита. Волохов всегда держал руки в карманах галифе, и
теперь он подошел ко мне в такой позе:
— Ну, сказали ж вам…
Я вышел из спальни, обратив своей гнев в какой-то тяжелый
камень в груди. Но дорожки нужно было расчистить, а окаменевший гнев требовал движения.
Я зашел к Калине Ивановичу:
— Пойдем снег чистить.
— Что ты! Что ж, я сюда чернобором наймался? А эти что? —
кивнул он на спальни. — Соловьи разбойники?
— Не хотят.
— Ах, паразиты! Ну, пойдем!
Мы с Калиной Ивановичем уже оканчивали первую дорожку, когда
на нее вышли Волохов и Таранец, направляясь, как всегда, в город.
— Вот хорошо! — сказал весело Таранец.
— Давно бы так, — поддержал Волохов.
Калина Иванович загородил им дорогу:
— То есть как это — «хорошо»? Ты, сволочь, отказался
работать, так думаешь, я для тебя буду? Ты здесь не будешь ходить, паразит!
Полезай в снег, а то я тебя лопатой…
Калина Иванович замахнулся лопатой, но через мнгновение его
лопата полетела далеко в сугроб, трубка — в другую сторону, и изумленный Калина
Иванович мог только взглядом проводить юношей и издали слышать, как они ему
крикнули:
— Придется самому за лопатой полазить!
Со смехом они ушли в город.
— Уеду отсюда к чертовой матери! Чтоб я тут работал! —
сказал Калина Иванович и ушел в свою квартиру, бросив лопату в сугробе.
Жизнь наша сделалась печальной и жуткой. На большой дороге
на Харьков каждый вечер кричали:
— Рятуйте!..
Ограбленные селяне приходили к нам и трагическими голосами
просили помощи.
Я выпросил у завгубнаробразом наган для защиты от дорожных
рыцарей, но положение в колонии скрывал от него. Я еще не терял надежды, что
придумаю способ договориться с воспитанниками.
Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были
не только месяцами отчания и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами
поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы,
сколько зимою 1920 года.
Это было время Врангеля и польской войны. Врангель где то
близко, возле Новомиргорода, совсем недалеко от нас, в Черкассах, воевали
поляки, по всей Украине бродили батьки, вокруг нас многие находились в блакитно
желтом очаровании. Но мы в нашем лесу, подперев голову руками, старались забыть
о громах великих событий и читали педагогические книги.
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и
почему то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и
никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений,
происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне
нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а
немедленный анализ и немедленное действие. (В «Педагогической поэме» 1934 г., с.23, дальше
следует: «Нас властно обступил хаос мелочей, целое море элементарнейших
требований здравого смысла, из которых каждое способно было вдребезги разбить
всю нашу мудрую педагогическую науку»).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 63 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.