Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия. Развитие и воспитание детей ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ



маленький ребенок, ребенок в машине, ребенок в шапочке, онтогенез детской речи,/1346221031_YUlya_v_mashine_krutaya (300x288, 94Kb)

  

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

 

 

 

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течен. дошк. детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ  СЛУХ

Возраст

Развитие

2 недели

Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.

0-2 месяца

Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.

1 месяц

Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

3-4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5-6 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

 

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Возраст

Развитие

2 месяца

Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.

3-4 месяца

Характер гуления меняется, появляется лепет.

5 месяцев

Неосознанное повторение звуков.

6 месяцев

Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.

8 месяцев

Произносит «слова», образованные повторением одного  и того же слога, по типу «ма-ма».

1-2 года

Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.

2-3 года

Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

4-5 лет

Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.

5-6 лет

Р,  Л.

 

 

СЛОВАРЬ

Возраст

Развитие

Около 1 года

Появляются первые слова, но произношение нарушено.
12-20 слов («ама» - кушать,«бух» - падать, уронить).
 
Слоговая структура нарушена.                                                     

существительные – 80%

глаголы – 20%                           

прилагательные        

местоимения, наречия             

служебные части речи

Около 2 лет

200-300 слов

существительные – 75%    

глаголы – 20%

5 % - прилагвтельныеместоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там). 

Около 3 лет

1500 слов

местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).

служебные части речи – простые предлоги, союзы.

Около 4 лет

1900 слов

местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).

служебные части речи – используют сложные союзы.

Около 5 лет

В словаре 2000-2500 слов.

 

 

СВЯЗНАЯ  РЕЧЬ

Возраст

Развитие

1 год

Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.

К концу 1, началу 2-ого года

Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

II половина 2 года

Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.

К концу 2-ого года

Появляется грамматическое оформление предложения.

 3 года

Развивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи:

-речь-сообщение;

-речь-инструкция;

-монологическая;

-контекстная.

4-5 лет

Переход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы.

Старший дошкольный возраст

Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ  СТРОЙ  РЕЧИ

Возраст

Развитие

2 года

Постепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания.

3 года

Самостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания.

4 года

Говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка  мелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.

5-6 лет

Высказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.

Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
  5. Жукова Н.С., Логопедия.
  6.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
  12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
  13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.

 

  1. Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
  2. Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее  http://nsportal.ru/olga-gubareva
  3. Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile
  4. Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 
  5. Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

В избранное