Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.
1 месяц
Успокаивается песней.
3 месяца
Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
3-4 месяца
Реагирует на громкость, интонацию.
5-6 месяцев
Слушает разговор, активно гулит.
6 месяцев
По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.
8 месяцев
В лепете остаются только звуки родного языка.
К 1 году
Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.
2 года
Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
3 года
Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.
4 года
Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.
5 лет
Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.
6 лет
Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.
7 лет
Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Возраст
Развитие
2 месяца
Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.
3-4 месяца
Характер гуления меняется, появляется лепет.
5 месяцев
Неосознанное повторение звуков.
6 месяцев
Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.
8 месяцев
Произносит «слова», образованные повторением одногои того же слога, по типу «ма-ма».
1-2 года
Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.
2-3 года
Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
4-5 лет
Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.
5-6 лет
Р,Л.
СЛОВАРЬ
Возраст
Развитие
Около 1 года
Появляются первые слова, но произношение нарушено. 12-20 слов («ама» - кушать,«бух» - падать, уронить). Слоговая структура нарушена.
существительные – 80%
глаголы – 20%
прилагательные
местоимения, наречия
служебные части речи
Около 2 лет
200-300 слов
существительные – 75%
глаголы – 20%
5 % - прилагвтельные, местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там).
Около 3 лет
1500 слов
местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).
служебные части речи – простые предлоги, союзы.
Около 4 лет
1900 слов
местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).
служебные части речи – используют сложные союзы.
Около 5 лет
В словаре 2000-2500 слов.
СВЯЗНАЯРЕЧЬ
Возраст
Развитие
1 год
Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.
К концу 1, началу 2-ого года
Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.
II половина 2 года
Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.
К концу 2-ого года
Появляется грамматическое оформление предложения.
3 года
Развивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи:
-речь-сообщение;
-речь-инструкция;
-монологическая;
-контекстная.
4-5 лет
Переход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы.
Старший дошкольный возраст
Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
ГРАММАТИЧЕСКИЙСТРОЙРЕЧИ
Возраст
Развитие
2 года
Постепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания.
3 года
Самостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания.
4 года
Говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредкамелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.
5-6 лет
Высказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
Литература
Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Белякова Л.И., Заикание.
Бородич А.М., Методика развития речи детей.
Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
Жукова Н.С., Логопедия.
ИНТЕРНЕТ ! ! !
Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
Поваляева М.А., Справочник логопеда.
Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочееhttp://nsportal.ru/olga-gubareva