Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия. Развитие и воспитание детей ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ


9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

фото маленького ребенка, онтогенез грамматического строя речи, грамматический строй речи,/1343880496_malen_kaya_YUlya_s_sharikami (300x424, 159Kb)9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

ЛЕКЦИЯ 9.
 
Онтогенез грамматического строя речи (ГСР).
 
В лекции на место ( * ) - самостоятельно подобрать примеры.
 
Изучением ГСР занимались – Сохин Ф.А., Серебренникова Н.П., Попова М.И., Захарова А.В., Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Леушина А.М., Ядешко В.И.
Усвоение ГСР – сложный аналитико-синтетический (как понимаете это слово?) процесс деятельности коры головного мозга.
Структура ГСР
ГСР = морфология (строение слов) + синтаксис строение предложений)
Морфология = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончания)
Словообразование – изменяет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позволяет слова «подстраивать друг под друга в предложении (белые ковры, белый ковер   ).
 
Усвоение ГСР возможно только после того, как ребенок становится способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные явления речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). Первоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушивая и воспроизведения, постепенно правильные варианты ГСР усваиваются и эти словоформы начинают употребляться ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. Данный вид условного рефлекса является сложным, многоступенчатым и И.П. Павлов назвал его динамическим стереотипом. Кстати, именно благодаря прочно установившимся динамическим стереотипам, в речи детей надолго сохраняются ошибки в употреблении слов «исключений» - «пальто», «пианино» и т.д., а также, частично основывается период словотворчества.
При освоении ГСР, ребенок раньше усваивает те, формы, которые очень наглядны и доступны для восприятия, например, число существительных стол-столы, кот-коты, нос-носы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.
В каждой части речи русского языка для детей есть свои трудности:
       Существительные – окончания (нет мяча, лебедя, девочки, часов и др.)
       Глаголы – основы слова (бегать, бежать)
       Прилагательные – словообразование (особенно сравнительная степень – красивее, больше, самый большой).
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что усвоение гср зависит от качества звукопроизношения ребенка и степени развития у него фонематического слуха. Чем лучше развиты произношение и фонематический слух, тем лучше усваивается ГСР.
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что для усвоения ребенком какой-либо формы ГСР в пассивном состоянии (просто слушает) требуется от 300 до 500 повторений, в игре же хаданная словоформа усваивается в пределах 100 повторений. (возраста детей, с которыми проводили этот эксперимент я не нашла).
Исследования Сохина Ф.А. доказали взаимосвязь между познавательными психическими процессами и развитием ГСР. Чем «умнее» ребенок, то есть чем лучше у ребенка развиты такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит ГСР.
 
Основные периоды усвоения ГСР русского языка (А.Н. Гвоздев)
Первый период (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: http://www.liveinternet.ru/users/4701016/post230135344/

.

В избранное