Сегодня
я публикую продолжение своей статьи «Путь к Центрам Свободного Образования»,
посланной на 12 Международный Форум по человеко-центрированному подходу.
* * *
Мои опыты фасилитации в
гимназии
Мы мечтали с дочкой о Центре свободного образования, где она могла бы также
свободно учиться уже не одна, а с другими детьми (ей не хватало общения со
сверстниками). Но создать такой Центр не удалось и Славна в 5-м классе пошла в
гимназию.
А
я стала работать в гимназии тьютором. Должность для школы была новая и по
договоренности с директором я сама находила для себя поле деятельности и
регулярно отчитывалась о том, что сделала. Мне важно было понять, будут ли
результаты при использовании человеко-центрированного подхода всуществующейсистеме образования.
Я
практиковала фасилитацию с отдельными учениками, с небольшими группами учеников
и в работе с некоторыми учителями. Всякий раз, когда мне удавалось проявлять
качества фасилитатора по отношению к ученикам, я видела такие результаты:
ребята лучше понимали свои желания и выбирали собственный план учения, в них
развивались способности самостоятельно ставить цели, планировать свою
деятельность, осознавать свой опыт. Отношения между учениками становились
теплее, они помогали друг другу, у них действительно возникало искреннее
желание учиться.
Те
учителя, которые восприняли идеи человеко-центрированного подхода и
попытались их внедрить в свою практику, также ощутили заинтересованное
отношение учеников и более эффективное их развитие.
Через
год экспериментов я могла с уверенностью сказать, что применение фасилитации в
гимназии дает позитивные результаты. Об этой работе была опубликована статья в
«Сборнике материалов 5 Всероссийской конференции по альтернативному
образованию», Санкт-Петербург,2009
г.).
Но
расширить эксперимент было затруднительно, поскольку потребовались быкардинальныеизменения ценностей и принципов
существующей системы образования.
Поиск способов подготовки
фасилитаторов
Полученный
в гимназии опыт позволил мне глубже прочувствовать то, что необходимо создавать
Центры свободного образования, где ВСЕ сотрудники применяют
человеко-центрированный подход. Только тогда можно будет реализовать
принципиально другое образование, и показать его возможности во всей полноте.
Эти Центры могут быть также площадками для стажировки начинающих фасилитаторов.
Но
для таких Центров необходимы кадры. Встал вопрос: как их готовить? Насколько я
знаю, на сегодняшний день в нашей стране нет системы подготовки фасилитаторов
учения. Возникла необходимость самой искать способы работы с группами,
позволяющие участникам успешно осваивать установки и навыки фасилитации. В
результате поисков в конце 2009 года возникла идея – нужно организовать такой
процесс подготовки фасилитаторов, в котором участники группы могут
почувствовать на себе – что такое свободное образование.
Я
стала реализовывать эту идею в своих занятиях с группами. В результате этой
работы расширился круг тех, кому близок человеко-центрированный подход. Кроме
того, появились люди, заинтересованные не только в применении подхода в своей
жизни и деятельности, но и в подготовке педагогов-фасилитаторов для Центров
свободного образования. В 2012-2013 году для них был проведен экспериментальный
Курс подготовки фасилитаторов. В результате этого Курса прояснились важные
методические вопросы, и главное, расширился состав, созданной мною Лаборатории
Свободного Образования. В настоящее время мы вместе занимается
совершенствованием Курса подготовки фасилитаторов и организацией Летнего
человеко-центрированного лагеря.
Нужны ресурсы для продолжения
дела
До
сих пор мной и моими учениками делалось все на энтузиазме. Сейчас стало понятно
- для того, чтобы двигаться дальше, наших сил уже недостаточно. Необходимо
привлечь других людей, профессионально использующих человеко-центрированный
подход, чтобы вместе с ними создавать Систему Свободного Образования,
включающую:
-
курсы подготовки педагогов-фасилитаторов;
-
систему дистанционного образования, где работают фасилитаторы;
-
стационарные Центры Свободного Образования.
Для
создания такой системы нужны финансы на оплату деятельности фасилитаторов, на
создание сайта, на разработку необходимых пособий, доработку Курсов,
организацию образовательных лагерей и т.д. Поэтому мы обращаемся за финансовой
поддержкой к людям, которые хотели бы, чтобы их дети и внуки:
учились с желанием;
осваивали ТО, что
им действительно нужно в жизни,
умели жить в
гармонии с собой и другими,
были способны максимально
полно реализовать свой потенциал,
стремились
совершенствовать окружающий мир.
Мы
верим в то, что есть люди, понимающие важность создания новой системы
образования и готовые нас поддержать!
С
3 по 12 июлямы планируем провести Летний
лагерь для объединения людей, использующих человеко-центрированный подход. Их
пока не очень много в России, и важно обменяться опытом и идеями,
разработать совместные проекты дальнейшей деятельности. Это позволит сделать
большой шаг вперед, в том числе в созданиисистемы
подготовки фасилитаторовдля
Центров свободного образования.
В
лагере будут также участники Родительского клуба города Чебоксарыhttp://vk.com/k_vasilek21, заинтересованные в создании
человеко-центрированного детского сада. Здесь они и их дети смогут
почувствовать атмосферу свободного образования, ближе познакомиться с
человеко-центрированным подходом. Подробнее о Лагере можно узнать здесь http://vk.com/summerhill1.
Дорогие
участники форума, если у вас есть информация о людях, школах, использующих
человеко-центрированный подход в образовании, будем рады узнать о ней. Любые
крупицы отечественного и мирового опыта в данном направлении помогут нашему
продвижению!
* * *
Я
решила поместить эту статью в рассылке «Радость свободы учиться» потому что и с
вами, уважаемые читатели, захотелось поделиться тем, что делалось мною раньше и
делается нами теперь в направлении свободного образования. Возможно, среди вас есть
те, кто хотел бы участвовать в наших делах.
Например, все, кого заинтересовал наш Лагерь,
могут приехать к нам, предварительно сообщив о своем желании. На базе, в которой мы будем проводить Летний
лагерь, пока еще есть свободные места.
Можно
также писать нам письма с вопросами, предложениями, размышлениями, рассказами о
собственном опыте! Мы будем рады познакомиться с КАЖДЫМ, кому интересна,
близка идея свободного человеко-центрированного образования!