Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Путь к Центрам Свободного Образования

 Здравствуйте, дорогие читатели рассылки!

       С 26 мая по 1 июня в Бразилии проходил 12 Международный форум по человеко-центрированному подходу. Вновь собрались последователи Карла Роджерса со всего мира.

Я участвовала в предыдущем Форуме, который впервые в России состоялся в 2010 году. Это было незабываемо! Увидеть единомышленников со всего мира и иметь возможность общаться с ними, узнавать об их опыте – это так важно, когда занимаешься новым делом.

В этом году я не смогла принять участие в этом событии, но послала на Форум свою статью «Путь к Центрам Свободного Образования». В сегодняшнем выпуске я решила опубликовать начало  этой статьи.

 

Как я познакомилась с идеями К.Роджерса? 

В 1995 году я прочитала книгу Карла Роджерса «Становление человека». Она определила мою деятельность на многие годы.  В книге нашлись ответы на волнующие меня вопросы: прежде всего, мне открылись принципы создания гармоничных отношений. Оказалось, чтобы жить в ладу с собой и другими нужно стремиться:

           принимать себя и другого,

           искренне выражать свои чувства и потребности,

           понимать другого и выражать ему свое понимание.

Я стала использовать человеко-центрированный подход Роджерса в общении с детьми, мужем и друзьями. Это помогало мне в решении многих проблем и задач, возникавших в жизни.

Позитивные результаты укрепили мою веру в то, что человеко-центрированный подход – это то, что мне нужно и близко. И я стала искать и изучать еще редкие в то время книги Роджерса и его последователей.

Со временем возникло  желание делиться с другими тем, что знаю и умею. Я начала проводить индивидуальные консультации, вести курсы для родителей, описывать свой опыт. 

Мои опыты в детском саду 

Когда дети были дошкольниками, ко мне попала замечательная книга Снайдеров «Ребенок как личность». В ней авторы на примере большого количества ситуаций показывают, как можно использовать человеко-центрированный подход в детском саду.

К тому времени я уже убедилась в том, что подход Роджерса помогает в гармоничном общении со своими детьми. Теперь мне было важно прожить опыт взаимодействия с группой незнакомых детей, чтобы прочувствовать, насколько эффективно использование подхода в российском детском саду. Эксперимент состоялся в разновозрастной группе.

Я не переставала удивляться тому, как дети этой группы чутко отзывались на новый способ общения. Когда ребенок ощущал мою искренность, чувствовал себя принятым и понятым, он выбирал такие способы удовлетворения своих потребностей, которые не ущемляли интересы других детей и многие сложные ситуации разрешались сами собой.

Статья об этом опыте опубликована в Московском Психотерапевтическом Журнале (№3, 2002 г «Опыт со-бытия. Отчет о работе в группе детского сада педагога-экспериментатора»).  

 

Опыт использования человеко-центрированного подхода (фасилитации) в домашнем обучении 

По мере того, как мои дети росли, росло и мое желание реализовать человеко-центрированный подход именно в образовании. Особенно оно усилилось после прочтения книги К.Роджерса и Дж.Фрейберга «Свобода учиться».

Первый опыт был получен, когда дочь в 3 и 4-м классах училась дома. Я стремилась быть для нее не преподавателем, который объясняет, дает задания, контролирует и оценивает, а фасилитатором – человеком, создающим условия для  самостоятельного и осмысленного учения, проявляя принятие, понимание и подлинность.

С волнением наблюдала я за тем, как много ХОЧЕТ и МОЖЕТ ребенок, когда чувствует, что его мысли, желания, чувства принимаются, его стремятся понимать, ему доверяют.

Десятилетняя Славна САМА решала, когда, чем, сколько времени и как заниматься. А ко мне обращалась, когда хотела поделиться чувствами, планами, затруднениями или услышать мой отклик.

Вот несколько ее высказываний из наших диалогов того времени:

«Я утром просыпаюсь, встаю не сразу, вспоминаю, какие у меня сегодня уроки и что нужно сделать по каждому предмету (в соответствии с ЕЁ планами – К.Г.). Потом смотрю, для чего ты мне нужна. Но бывает и такое: ты мне не нужна для помощи, но я с тобой все равно делюсь, потому что мне это важно».

«Помню, как раньше я просто ликовала, когда были выходные. А сейчас… Это хорошо, конечно, что выходные есть. Это возможность отдохнуть. Но я всю неделю не жду, пока они наступят. Знаешь почему? Потому что я увлечена».

«Я считаю, что учение должно влиять еще и на жизнь. И в учении самое главное – научиться учиться. В школе научиться учиться нельзя. Там я впадаю в какое-то такое состояние, когда ничего не соображаю. Просто делаю то, что мне говорят, и все. И отвечаю, если меня вызывают. Я знаю, что там мои мысли никто не воспримет. А сейчас я чувствую, что мои мысли рвутся прям. Мне нравится такое учение, когда ты можешь развивать свою мысль».

«Знаешь, я поняла: когда ты сам многое решаешь, тогда к тебе и приходят мысли».

«Сегодня я вдруг почувствовала такую радость! Представляешь? Просто невыносимую радость. Какое-то счастье даже. Я прямо купаюсь в свободе».

Статья с описанием этого опыта «Свободное учение…дома» была опубликована в «Вестнике независимого образования в Санкт-Петербурге» 10.01.2008

 

            Окончание статьи, где я пишу о моем опыте работы в гимназии, о поиске способов подготовки фасилитаторов и о задачах, которые мы решаем в настоящее время в следующем выпуске. 

         Счастливо!

         Клара Гальетова

         klara_1@rambler.ru



В избранное