Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Как учительница стала фасилитатором

Здравствуйте!

В этом выпуске рассылки - продолжение описания опыта учительницы французского Гей Свенсон  из книги  Роджерса и Фрейберга «Свобода учиться». Из этого отрывка видно, как непросто проходил переход Гей Свенсон из позиции учителя в позицию фасилитатора. Это и не удивительно. Когда вокруг все работают иначе, и приходится опираться только на свой опыт и двигаться на ощупь…

       Изменение учебного плана и расписания, групповые дискуссии, проведение уроков учащимися — все это были очень хорошие инновации. Но я чувствовала, что никаких фундаментальных перемен в структуре занятий и иерархической системе не происходит. Я по-прежнему играла роль учителя, в чьих руках сосредоточено управление вопросами посещаемости, содержания учебного плана и успеваемости. Некоторые учащиеся по-прежнему оставались равнодушными и не заинтересованными — просто скучали. Мне хотелось найти для них альтернативные варианты, и я попробовала это сделать (впоследствии я применила эти принципы ко всему классу).

        Сейчас много разных инноваций вводят в наиболее передовых школах. Но не хватает именно фундаментальных перемен.Управляет образовательным процессом по-прежнему учитель. На мой взгляд, фундаментальные изменения возможны именно тогда, когда управляют своим учением ученики.

Новые ценности

         За два года, по мере достижения этих скромных успехов, для меня оформились некоторые ценности. Тем не менее, я продолжала испытывать озабоченность относительно процесса обученияПредоставление ученикам свободы учиться таило в себе некоторые опасности и скрытые возможности; поэтому необходимо было разобраться, как максимально раскрыть эти потенциальные возможности.

Я задавала себе вопрос: «Как отнестись к разнообразным потребностям всех этих учеников, чтобы они использовали и плановые занятия, и свободное время творчески и своеобраз­но?» В связи с этим возникал еще один вопрос: как удержать учеников в классе и поддержать их активность на занятии, поскольку новое гибкое расписание изначально было чревато избирательным усечением занятий и непродуктивным исполь­зованием свободного времени. Лично у меня такого почти не было. Я полагала, что это зависело от учеников, с которыми мне посчастливилось работать, и, что еще более важно, от того, чем мы совместно занимались на уроках.

Опираясь в основном на это допущение, я начала третий год обучения с верой в то, что лучшие черты частично индивидуа­лизированного подхода, с которым я дотоле экспериментиро­вала, могут и должны составить основу структуры занятий. Прочитав летом книгу Карла Роджерса «Свобода учиться», я еще больше прониклась приверженностью индивидуализиро­ванному обучению.

Часто используется прием разделения учеников по уровню знаний и умений. Но внутри каждой такой группы ученики все равно разные! Нужен именно индивидуализированный подход.

Но с чего начать? Безусловно, я не могла немедленно и ра­дикально индивидуализировать все мои занятия, поскольку в том году я должна была вести уроки на всех пяти уровнях преподавания французского. Каковы должны быть мои крите­рии отбора класса? После того, как я в течение некоторого времени знакомилась с разными группами, я выбрала одну с наиболее выраженным сочетанием потенциальных возмож­ностей.

Свободные ученики

В ту пору, в 1969/1970 учебном году, «свободными уче­никами» оказались те, кто третий год изучал у меня француз­ский. Среди них были люди заинтересованные и целеустрем­ленные, а также совсем иные — раньше откровенно демонст­рировавшие свое равнодушие и отсутствие заинтересованнос­ти. Класс собирался трижды в неделю примерно на час, кро­ме того — на еженедельный семинар по разговорной речи и еще, также еженедельно, в составе большой группы совмест­но с классами третьего года обучения двух других преподава­телей французского — на лекцию или фильм.

Обратите внимание – в этом классе были как заинтересованные ученики, так и «откровенно демонст­рировавшие свое равнодушие».

Осенью я не решилась приступить к «проектному подхо­ду», как мы его назвали. Я все еще колебалась, побаивалась. Меня удерживало опасение, что ученики не освоят обязатель­ную грамматику, если предоставить им слишком большуюсвободу выбора. Тогда я раскрыла свою копилку учебных при­емов и постаралась придать максимальную привлекатель­ность обычным рассказам, правилам, диктантам, сочинениям и упражнениям на понимание.

Робкие шаги

Моя первая несмелая попытка разрушить традицион­ную структуру занятий состояла в том, что я внесла в про­грамму новый раздел, основанный на песнях Жака Бреля. Этот раздел сам по себе был весьма структурированным, я сама заранее разработала его для учащихся. Теперь, по про­шествии времени, мои колебания очевидны по тем словам, какими я это описываю. Я чувствовала, что, если бы мне при­шлось проделать это снова, то я бы доверила ученикам самим разработать курс. И хотя, по словам учеников, курс импонравился, я уверена, что он был бы более творческим и, главное, более полезным, если бы они предложили его сами.

После рождественских каникул мы стали пользоваться другим учебником. Ученики не хотели возвращаться к тра­диционному подходу, поэтому они предложили снова сфор­мировать группы, чтобы работать над разными главами, представлять их в классе, разрабатывать словарные разде­лы и проверочные задания наподобие того, как это дела­лось с песнями Бреля. Но на сей раз прием не сработал. Довольно быстро им наскучила и сама манера, и легкое со­держание книги; семестр близился к концу, а мы оказались в тупике. Ученики были раздосадованы, а я завела свою старую песню: «Вам бы только развлекаться...» У нас было несколько откровенных и болезненных бесед о том, что в классе неладно. Ученики утратили интерес. Некоторые даже собирались забросить французский. Мы все были обес­куражены, и я стала еще больше противиться предоставле­нию им свободы учиться по-своему. Но именно этот кризис послужил финальным толчком, заставившим меня... вместе с ними погрузиться в бурное море перемен.

     У меня такое ощущение, как будто на этом этапе Гей Свенсон все еще как бы балансировала между управлением учениками и предоставлением им возможности учиться «по-своему». И этот кризис помог ей определиться – что же она все-таки выбирает.

         Продолжение следует. Полностью данную главу из книги можно найти в нашей группе в Контакте (в разделе справа внизу «Документы») и на Фейсбук в ленте.

         Кстати, выяснилось, что с некоторых компьютеров можно войти на сайт «Свобода учиться»! Теперь есть возможность скопировать с него материалы и сделать новый сайт. Займусь этим после 2-го семинара экспериментального Курса подготовки фасилитаторов, который состоится в эти выходные 2-3 февраля.

         Счастливо!

         Клара Гальетова

         klara_1@rambler.ru


В избранное