Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Как учительница стала фасилитатором

Здравствуйте!

Как и обещала, сегодня я начинаю публикацию 5-ой главы из книги  Роджерса и Фрейберга «Свобода учиться», которая называется «Учитель развивается вместе с учениками». Здесь своим опытом делится учительница французского языка Гей Свенсон.

Вот фрагмент из вступления автора к данной главе: «А как насчет старшеклассников? Можно ли довериться их желанию учиться? Способны ли они сделать правильный выбор относительно того, чему учиться? …Ниже я помещаю личный рассказ Гей Свенсон о том, какой потря­сающий путь развития она прошла вместе со своими учени­ками. Я признателен Гэй Свенсон и ее ученикам за то, что они предоставили нам возможность проследить за их исклю­чительно многогранным, постоянно менявшимся учебным процессом».

Начало

Когда в 1966/1967 учебном году я приступила к работе в качестве замещающего учителя, я была молода, преисполне­на энтузиазма и очень увлечена французским языком и соци­альными исследованиями (это две основные сферы моих инте­ресов), так что у меня было много плюсов, и чувствовала я себя прекрасно. В конце того же года я получила должность преподавателя в средней школе, широко известной и уважаемой за царившую в ней новаторскую атмосферу. Лето я прове­ла за подготовкой материалов, аудиовизуальных средств, а также показательных уроков французского.

В тот осенний семестр я применяла наилучшие принципы, недавно усвоенные в педагогической аспирантуре, а также шутила и балагурила с учениками. Порою мне казалось, что с помощью находчивости и занимательных методик я ловко мо­тивирую их к приобретению каких-то знаний. Я видела, что ученикам это в основном нравится, и продолжала в духе хоро­шей педагогики «поддерживать их заинтересованность». В конце года я была вполне удовлетворена: я хорошо ладила с классом, нравилась ученикам, а они немало выучили из фран­цузского. Директор, завуч и коллеги-учителя ободряюще отзывались о моих исключительных педагогических способ­ностях, и на следующий год я была повышена в должности, чего редко удостаиваются неопытные преподаватели.

И все же кое-что меня не удовлетворяло. Случалось, что «ве­ликолепно» разработанный план урока неожиданно и необъяс­нимо рушился, а план, составленный наскоро, имел успех. Я полагала, что эти эпизоды, вероятно, связаны со временем дня, с погодой, с личной жизнью (моей и моих учеников) или с какой-то иной случайной переменной. Бывало, я выплески­вала на учеников свое раздражение по поводу неудачно скла­дывающегося дня, сердито говоря: «Если хотите развлекать­ся, идите домой и включите свои треклятые телевизоры... Вы пришли сюда учиться, а не забавляться» и т.д., и т.п.

На фоне этих взлетов и падений с очевидностью возникла идея, воплотившаяся позднее в ключевой принцип. Я обрати­ла внимание на такой момент: когда обучение включает либо (а) индивидуальное творчество, либо (б) возможность выбора учебной задачи, либо (в) полемику вокруг тем, касающихся личного мира учеников, тогда всех нас охватывает нечто неуловимое и неизменно возникает процесс усвоения. Приведу пример, иллюстрирующий данные наблюдения.

Мне понравилось, как точно Гей Свенсон отследила и назвала моменты, в которых  гарантированно возникал интерес у учеников, и они хорошо усваивали материал.

Двое учащихся вызвались в течение недели преподавать основы французского всему классу. Им надо было отобрать понятия для усвоения, разработать соответствующие методы и аудиовизуальные средства, преподать тему, разработать и провести проверочные задания к ней, а затем выставить оцен­ки ученикам. Потом они должны были оценить самих себя и реакцию класса на их усилия. И во время урока, и после класс был наэлектризован разнообразными реакциями: восхищение, энтузиазм, гнев, раздражение, но всегда — оживление. Дети с готовностью высказывались по поводу наличия/отсутствия ясности на уроке, критиковали проверочные тесты, оценки и т.д. Результаты, как для учащихся, так и для учителей, вклю­чая меня, были значительные: (а) в целом высокие оценки, (б)явные свидетельства усвоения навыков, (в) ясное понимание тех трудностей, с которыми связана подготовка урока, дос­тупного всем, и, как следствие (г) эмпатия к учителям. Тут и выявился ключевой принцип: самоуправляемое учение, по­буждаемое личным выбором, вовлекает и воодушевляет учеников. Этот первичный опыт предоставления учащимся сво­боды учиться изменил всю мою учительскую судьбу.

             Столько жизни в таком процессе учения!

Важность полемики как катализатора учения открылась нам, когда мы начали обсуждать вопросы, касавшиеся как их личной жизни, так и событий во внешнем мире. И хотя, воз­можно, не все чувствовали одно и то же, но мы решили гово­рить о личных вопросах по-французски (как могли, на любом уровне владения языком, начиная с простейшего), и я тоже делилась с учениками своими личными взглядами и ценнос­тями, как и они со мной. Для них (и для меня) это было нео­бычным. Они упорно тренировались, чтобы ясно выразить свои мысли по-французски. В конце концов, и это очень важно, они укрепились в мысли, что, раз я полемизирую вместе с ними, значит, я уважаю и ценю их как личностей. Это многих под­держивало. Они нередко сообщали мне об этом в анонимных опросах, которые я регулярно предлагала.

Как чутко дети реагируют на уважительное отношение к себе!

На основании нескольких пробных шагов я начала уяснять дальнейшее направление. В течение лета я много читала обобразовательных инновациях и посещала конференции, кото­рые устраивали люди, заинтересованные в переменах в обра­зовании и обществе.

Школа на переломе

     На втором году моего преподавания в нашей школе осу­ществились важные структурные и социальные перемены.

     …Одним из важных нововведений, которое послужило прооб­разом общих перемен, введенных мною позже, явились семи­нары в малых группах. Как это принято на отделении иност­ранных языков, они были организованы ради того, чтобы пре­доставить учащимся больше времени, чтобы слушать и гово­рить. Учащиеся, третий год изучавшие язык, раз в неделю собирались на 45-минутный семинар группой не более две­надцати человек. Содержание этих устных семинаров базиро­валось на наборах слов, тематически организованных вокруг следующих предметов: дом, тело, одежда, идиоматические выражения, а также ситуативные диалоги (например, в кино или в ресторане). Если учитель подходил к делу творчески, ученики увлекались и с пользой проводили время. И снова, когда содержание касалось вопросов, волновавших учеников, они начинали активно обмениваться своими соображениями. По мере того, как мы продвигались вперед, эффективность такого подхода выступала для меня все более ярко. И я начи­нала подбирать темы в соответствии с предложениями учени­ков, а также необходимый словарь для отработки устных на­выков. Вот некоторые из тем, которые мы обсуждали по пред­ложению учащихся: секс, наркотики, экологические комму­ны, школьная программа, оценки, пьянство, свидания, вож­дение автомобиля, предрассудки, политика, родители, мир и... учителя. Активность учащихся невероятно повысилась. У них улучшилась беглость речи, возросла заинтересованность, идеи роились в маленькой комнатке, мнения менялись, эмо­ции бурлили, когда они пытались выразить все это на французском. Сами ученики говорили, что учатся с радостью.

            Благодаря внимательному отношению к тому, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно детям обсудить, Гей Свенсон вызвала искренний интерес к своему предмету. Это же так естественно - осваивать иностранный язык в ситуации, когда говорить ХОЧЕТСЯ, есть ПОТРЕБНОСТЬ выражать свои мысли и чувства!

       К сожалению, сайт «Свобода учиться» еще не восстановлен и пока полностью 5-ю главу из книги я разместила в Контакте ( в разделе справа внизу «Документы») и на Фейсбук в ленте.

         Счастливо!

         Клара Гальетова

         klara_1@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 


В избранное