Английские миниатюры - За сколько можно выучить английский язык
Этим вопросом задаётся практически каждый из нас. Для
кого-то он важен, чтобы рассчитать время до, скажем, экзамена, для кого-то –
чтобы рассчитать средства, необходимые вложить в значительное расширение своих
возможностей на рынке труда, для кого-то… короче, вы и сами лучше меня знаете,
что для вас важно, когда вы решаете заняться английским, будь то
самостоятельно, на курсах или с репетитором.
Если с подобным вопросом обращаются непосредственно ко мне,
я отвечаю честно – всю жизнь. Английский язык, как любой живой и разговорный,
постоянно меняется, так что овладеть им «до конца» просто не представляется
возможным. Разумеется, такой ответ вряд ли вас удовлетворит, если даже в душе
вы со мной согласны. Поэтому учёные мужи и дамы давно решили разделить наши с
вами знания на уровни. Задали параметры «владения языком» и присовокупили
требуемые для их достижения часы. О том, что у них получилось, поговорим ниже,
а пока обычный житейский пример, чтобы вам сразу стало понятно, почём фунт
английского лиха…
Я сейчас занялся темой «спортивного английского», а потому
пример возьму из этой области. Слуцкого знаете? Ну, Леонида, бывшего тренера
сборной РФ по футболу, а ныне тренера команды «Халл Сити», которая худо-бедно
играет в английском Чемпионшипе, второй по значимости лига Британии. После
Премьер Лиги, разумеется. Не суть. Если вы поищите в Тытрубе ролики с пресс-конференций
Слуцкого на английском, то непременно обрящете. Говорит он без особого
напряжения, с ошибками (It’sdepends и т.п.), не
стесняясь, хорошо понимает задаваемые британскими журналистами вопросы, одним
словом, молодец. Недавно мне попалось подробное с ним интервью, где он в
частности рассказывает, как учил английский язык на специальных курсах, будучи
уже в Англии. Поднял уровень за три недели! Но… Занятия проходили каждый день
по 8 часов. Хотя, как он сам признаёт, если приплюсовать время общения
по-английски в паузах, за обедом, в кулуарах, то все 11. Письменный английский
ему нужен не был, так что концентрировался на английском футбольном и
разговорным. Плюс грамматика.
А теперь давайте посчитаем. Округлим 11 часов в день до 10.
Выбросим из недели воскресенье: допустим, Слуцкий брал тайм-аут и посвящал весь
день русскому, чтобы ненароком не забыть. Итого мы имеем 10 часов 6 раз в
неделю 3 недели подряд. Получаем 180 часов. С какого уровня он стартовал, не
знаю, но предполагаю, что такие английские слова, как «футбол», «спорт»,
«форвард», «голкипер», «рефери» и т.п. он знал ещё в школе, когда стал
тренироваться в третьем классе на стадионе «Спартак».
Так 180 часов – это много или мало? Если у меня, репетитора
по английскому, обычное занятие продолжается 90 минут, выходит, я тот же объём
могу дать за 120 занятий. А теперь вопрос к вам: сколько раз в неделю вы готовы
заниматься. Если один-единственный, то при 52 неделях в году эти самые 120
занятий растягиваются на… 2,3 года. Если два раза в неделю, ясное дело,
напрягаться придётся всё равно больше года. И никак не месяц, не 16 часов и не
5 минут, сколько бы сладостно ни звучали подобные маркетинговые заманухи.
Осознали? Тогда перейдём к официальным «научным» цифрам.
Про CEFR когда-нибудь слышать приходилось? Расшифровывается
аббревиатура как CommonEuropeanFrameworkofReferenceи переводится как Общеевропейская система оценки
владения иностранным языком. Евросоюз, знаете ли, обязывает. Ниже я привожу
некую сводную таблицу уровней и требований к ним:
Уровень
Описание
A1
Элементарный уровень выживания
Понимаю и
могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения
конкретных задач. Могу представиться/представить других, задавать/отвечать на
вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном
разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать
помощь.
A2
Элементарный предпороговый уровень
Понимаю
отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными
сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи,
покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи,
связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы. В
простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать
основные аспекты повседневной жизни.
B1
Самодостаточный пороговый уровень
Понимаю
основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные
темы, типично возникающие на работе, учёбе, досуге и т. д. Умею
общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания
в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или
особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды,
стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы на будущее.
B2
Самодостаточный пороговый продвинутый
уровень
Понимаю
общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том
числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы
постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из
сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и
изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки
разных мнений.
C1
Свободный уровень профессионального
владения
Понимаю
объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение.
Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и
выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и
профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо
выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями
организации текста, средствами связи и объединением его элементов.
C2
Свободный уровень владения в
совершенстве
Понимаю
практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный
текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно
с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений
даже в самых сложных случаях.
А теперь внимание! Вот вам официальные рекомендации с сайта cambridgeenglish.org
по количеству часов, необходимых для продвижения с уровня на уровень (в сумме, естественно):
А1: 90 – 100
А2: 180 – 200
В1: 350 – 400
В2: 500 – 600
С1: 700 – 800
С2: 1000 – 1200
Цифры приблизительные, зависящие от ряда обстоятельств,
среди которых можно выделить следующие:
Какой язык для вас родной (скажем, с французского
перекинуть мостик в английский гораздо проще, чем с русского)
Настолько интенсивно вы занимаетесь (если
концентрированно, как Слуцкий, знания и опыт нанизываются друг на друга, если же
в час по чайной ложке – многое успевает забыться по пути)
Ваш возраст (с одной стороны, пока у вас нет работы и
семьи, вы школьник, ваш мозг свежее и должен усваивать новые знания быстрее, с
другой, в школе мы воспринимаем знания как неизбежное зло и лишь с возрастом
начинаем отдавать себе отчёт в их необходимости)
Насколько активно вы изучаете/применяете английский язык
помимо занятий (если вы полагаетесь только на меня как на вашего
репетитора, то моя доля в вашем успехе – это не более 20%, остальные 80% вы
должны набрать сами, причём не только усердно делая домашние задания, но читая
английские книжки, переписываясь с англоязычными друзьями, смотря оригинальные
фильмы, хотя бы раз в день, но каждый день)
Думаю, тут есть, над чем задуматься. Арифметика – вещь
конкретная. Не сделав первого шага, не одолеешь путь, каким бы коротким или
длинным он ни был.